Ведьма войны / Rebelle (2012)

Ведьма войны / Rebelle (2012): постерПолнометражный фильм.

Другое название: «Мятежница» / «Повстанец» (дословный перевод названия), «Ведьма войны» / «War Witch» (международное англоязычное название).

Канада.
Продолжительность 90 минут.

Режиссёр Ким Нгуен.

Автор сценария Ким Нгуен.

Оператор Николас Болдус.

Жанр: драма, военный фильм

Краткое содержание
Двенадцатилетнюю Комону (Рэйчел Мванза), жившую в небольшой деревне в одной из стран где-то в центральной Африке, похищает отряд повстанцев, принудив собственноручно застрелить родителей. Из девочки пытаются сделать солдата, верного делу свержения законного правительства, но у неё обнаруживается куда более важный дар — задатки настоящей ведьмы войны, способной общаться с призраками и предвидеть засады противника.

Также в ролях: Ален Лино Мик Эли Бастьен (командир повстанцев), Серж Канинда (Волшебник), Мизинга Мвинга (Великий королевский тигр), Ральф Проспер (Мясник), Жан Кабуя (тренер в школьной лагере), Дайен Увамахоро (озв. Комона, закадровый текст).

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 31.01.2013

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Ведьма войны / Rebelle (2012): кадр из фильма
Ведьма?..

Не сказать, чтобы западные кинематографисты ни разу не обращались к судьбам детей, похищаемых и принуждаемых боевиками к вооружённой борьбе с регулярной армией или же – к банальному участию в разбое и наркоторговле. Так, Вернер Херцог и Денис Райхле в 1984-м году представили документальный портрет типичного «маленького солдата», а, допустим, в знаменитом телесериале «Остаться в живых» /2004-10/ на этом материале строилась целая сюжетная линия (прошлое Мистера Эко). Кто-то (вроде Пьера Мореля в ленте «Из Парижа с любовью» /2010/) считает возможным упоминать о проблеме походя и ради красного словца… Но во время сеанса Кима Нгуена меньше всего хочется упрекнуть в стремлении сделать громкое имя на злободневной тематике, стыдливо игнорируемой политиками и идеологами стран «золотого миллиарда», предпочитающими возмущаться нарушением прав человека (и ребёнка в том числе) в государствах с богатыми запасами нефти.

Ведьма войны / Rebelle (2012): кадр из фильма
Робкая надежда на счастье

Режиссёр-сценарист, представляющий, невзирая на странную (судя по всему, вьетнамскую) фамилию, канадскую провинцию Квебек, раскрывается последовательным и деликатным гуманистом, стараясь не смаковать натуралистичных подробностей – но и не отводя взгляд от самых малоприятных вещей. Достаточно вспомнить душераздирающую сцену, когда командир повстанцев «великодушно» предоставляет Комоне возможность избавить отца и мать от мучительной смерти, застрелив из автомата… При этом Нгуен не позволяет забыть, что речь идёт не о каком-то чудовище из плоти и крови, а об обычном ребёнке – взрослеющей девочке-подростке, которой, даже несмотря на незаживающую душевную рану, отчаянно хочется жить. Очередное нападение правительственных войск внезапно приносит избавление – и краткий период счастья с сослуживцем (с позволения сказать!) по прозвищу Волшебник, предлагающим руку и сердце и готовом пойти на край света, чтобы соблюсти обычай и подарить к свадьбе редкого белого петуха. Но Комоне придётся заплатить за свободу высокую цену.

Ведьма войны / Rebelle (2012): кадр из фильма
Видение призраков

Если б автор ограничился всем вышеописанным, картина бы, на мой взгляд, уже заняла видное место среди произведений о людях в странах третьего мира, окончательно покоряя пронзительным финалом, проникнутым искренней, вопреки всему, верой в человека. Однако Нгуен идёт дальше единомышленников (например, Джона Сейлса и Гэвина Худа1 ) в одном ключевом аспекте. Забавно наблюдать, как юные воины в редкие минуты отдыха смотрят «Универсального солдата 3: Возрождение» /2009/ с участием Жана-Клода Ван Дамма, наверняка соотнося подвиги экранного супермена с навыками, полученными на поле боя. И лента Кима будет, безусловно, понята (точнее, прочувствована) каждым – вне зависимости от личного опыта и культурной принадлежности. Вместе с тем, подчиняя повествования особому, привычному для коренных африканцев2 , но диковинному для европейцев плясовому ритму и показывая призраков, которых «ведьма войны» видит под воздействием особого сока, Ким ненавязчиво уводит в область магического восприятия. Получается не столкновение цивилизаций, как у Джона Бурмена, а кричаще странный, противоестественный мировоззренческий гибрид, обуславливающий обличаемое кинематографистами варварство чуть ли не в большей степени, чем причины экономического и политического толка.

.

__________
1 – Имеются в виду их работы «Вооружённые люди» /1997/ (о неназванной латиноамериканской стране) и «Тсотси» /2005/, о бандите из Йоханнесбурга.
2 – Действующие лица говорят на языке лингала, распространённом в Конго, Заире, ЦАР и Анголе.

Прим.: рецензия публикуется впервые


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+