Ведьмы / Häxan (1922)

Рязанова О. Краткая история секса в кино (не вникая в детали) // Видео-Асс Фаворит. – 1993, № 6. – С. 6-10.

Этапы большого пути, или это началось с поцелуя

Эротика в кино так же стара, как и само кино. С первых своих шагов киноиндустрия осознала притягательную силу подглядывания в замочную скважину. Вопреки всем цензурным препятствиям, стоявшим на ее пути, эротическая муза цеплялась за жизнь и всеми правдами и неправдами пробивалась к благодарным зрителям.

Сегодня многочисленные фильмы, значащиеся в картотеках пунктов видеопроката под рубрикой «Эротика» стали (для определенного слоя) такими же обыденными предметами потребления как прежде мало кому известные «Сникерсы», киви или «Амаретто». Правда, в отличие от вышеназванных продуктов, эти фильмы из видеотек довольно быстро приедаются. Еще совсем недавно сладкий запретный плод, тайком срываемый советскими гражданами в дешевых полупустых заграничных кинотеатрах сегодня набил оскомину. Хотя, конечно, бывают моменты, когда возникает желание расслабиться и посмотреть что-нибудь, сделанное на потребу невзыскательной публике.

Предлагаемая фильмография – это не претендующий на исчерпывающую полноту экскурс в историю эротического кино. Обзор заканчивается семидесятыми годами, поскольку дальнейшее уже не поддается никакой систематизации. Также за рамками пришлось оставить очень многие фильмы, в том числе таких режиссеров, как Ф.Феллини, П.П.Пазолини, И.Бергман, Л.Буньюэль и других мэтров, знавших толк в сексе и умевших с высокой степенью художественности показывать его. Но эротика в творчестве каждого из них – это отдельный разговор.

6

1896. Публика была шокирована (и возбуждена) поцелуем Мэй Эрвин и Джона Райса продолжительностью 45 секунд в фильме «Поцелуй». Фильм был заклеймен позором и стал сенсацией сезона.

Огромный успех на всемирной ярмарке в Чикаго заснятого на пленку «танца змеи» в исполнении Фатимы.

1904. В Буэнос-Айресе сняты первые порнографические фильмы, которые сразу же переправлены в Европу.

1905. Порнофильмы демонстрируются в большинстве публичных домов Парижа, что стимулирует клиентуру и соответственно идет на пользу бизнесу борделей.

1907. В Чикаго основан первый комитет по цензуре.

Впервые фильму наносится увечье по мотивам чрезмерной сексуальности: весь эпизод танца Фатимы перекрывается толстыми белыми горизонтальными линиями, скрывающими наиболее вибрирующие части тела.

1910. «Бездна» Урбана Гада, с Астой Нильсен, ставшей одной из первых кинозвезд мирового класса, положила начало жанру «датской эротической мелодрамы», расцвет которого пришелся на годы перед первой мировой войной. Чувственность в изображении любовной связи, страстные и долгие «поцелуи по-датски» принесли кинематографии маленькой европейской страны беспрецедентный успех во всем мире.

1915. Появление первого американского порнофильма: «Сэндвич на траве».

Первое появление женщины-вамп: Теда Бара в фильме «Жил-был дурак». Это экзотическое создание с огромными горящими глазами и чувственным ртом, чье имя было анаграммой слов «ArabDeath» – «Арабская смерть», принято считать первой звездой американского кино.

Показ обнаженного плеча Фанни Уорд в фильме «Утрата».

Впервые актриса Аннет Келлерман показана голой в фильме «Дочь богов».

1917. Клара Бау появляется обнаженной в фильме «Хула-хула».

Теда Бара носит ультра-непристойную одежду в «Клеопатре».

1919. Эротика как демонология: обнаженные сцены шабаша в датском фильме «Ведьмы» Беньямина Кристенсона.

1922. Для борьбы с аморальностью Голливуда создается Американская ассоциация продюсеров и прокатчиков во главе с видным деятелем Республиканской партии Уильямом Хейсом.

1924. «Десять заповедей» Сесиля де Милля, сурово осуждающие грехи, демонстрируют их в самых ярких и безудержных красках. Библейская тематика дала режиссеру неисчерпаемый материал для демонстрации наготы и плотской любви.

1928. «Андалузский пес» Луиса Буньюэля и Сальваторе Дали.

Закончились, «ревущие 20е», «эпоха джаза», принесшая новую мораль и новые жизненные ценности, прочно утвердившая эротику как важную тему в кино. 30-е с их Великой Депрессией внесли свои коррективы.

1930. Их же «Золотой век», целиком посвященный всепоглощающей силе сексуального желания. Хотя эти сюрреалистические фильмы были запрещены почти всюду, они оказали огромное

7

влияние на американское кино андеграунда 40-50-х.

«Голубой ангел» Джозефа фон Штерноерга с Марлен Дитрих.

Кодекс Хейса принят Ассоциацией кинопродюсеров и кинопрокатчиков Америки.

1933. Чехословакия: скандально-сенсационно-эпохальный фильм «Экстаз» Густава Махаты, в котором Хедвиг Кислер, впоследствии известная как Хеди Ламар предстает в чем мать родила в сцене купания, а также принимает участие в весьма реалистически снятых любовных сценах.

«Планы на жизнь» Эрнста Любича положили начало сексуальному раскрепощению.

После появления Мэй Уэст в фильме «Она сделала ему плохо» в Соединенных Штатах создан Католический легион благопристойности.

1934. Кодекс Хейса становится официальным законом: он не просто запрещает показ вольностей на экране, он ставит режиссеров в жестко регламентированные рамки, преступать которые не позволено никому. Вот, например, некоторые из его требований. В сценах в спальне должна стоять не двуспальная кровать, а две сдвинутые. Пару можно показывать в одной постели, только если один из партнеров поставил хотя бы одну ногу на пол.

1935. Министерство финансов сжигает копию «Экстаза».

1937. Первое появление Ланы Тернер, «сладкой девушки», в фильме «Они не забудут». 1939. Арлетти появляется обнаженной в фильме Марселя Карне «День начинается».

В годы войны новаторы эротического цеха поумерили свой пыл. Но стоило войне закончиться, и свобода, обручённая с любовью, вновь овладела экраном,

1943. С помощью провокационной рекламной компании Ховард Хьюс делает звезду из Джейн Рассел, снявшейся в фильме «Вне закона». Фильм выпущен в Сан-Франциско, но вскоре снят с экранов под давлением Легиона благопристойности.

Эротика в кино также стара, как и само кино. С первых своих шагов киноиндустрия осознала притягательную силу подглядывания в замочную скважину. Вопреки всем цензурным препятствиям, стоявшим на ее пути, эротическая муза цеплялась за жизнь и всеми правдами и неправдами пробивалась к благодарным зрителям. Медленно, но верно, следуя принципу: капля камень точит, эротика отвоевывала себе место под солнцем.

1945. Хейс уходит в отставку. Его пост занимает Эрик Джонстон.

1946. «Вне закона» Ховарда Хьюса выходит на экраны после трехлетних переговоров с бюро Хейса.

1949. Бедро Сильваны Мангано, смело выставленное напоказ в «Горьком рисе» Джузеппе де Сантиса, вызывает бурную реакцию.

1951. Лирично снятые обнаженные сцены купания в фильме Арне Маттсона «Она танцевала одно лето» – первая ласточка сексуальной свободы в шведском кино.

Марлон Брандо показан голым со спины в фильме «Трамвай «Желание». Отныне бюро Хейса приходится бороться с такими признанными художниками, как Теннесси Уильямс и Элиа Казан, и уступать. Так как эротика в их фильме – часть эстетики, художественная задача.

1952. Миссис Хейс подает на развод со своим мужем, утверждая, что он никогда не мог отличить пупок от женского полового органа.

Раздетая Харриет Андерсон В «Лете с Моникой» Ингмара Бергмана. После этого, выступая какое-то время в кабаре, она пела куплеты с таким припевом: «Я разденусь, никуда не денусь, если Бергман позовет».

1953. Бюро Хейса отказывается выдать свой цензорский сертификат фильму Отто Преминджера «Луна голубая».

Успех «Сада Эдема», снятого в нудистском лагере во Флориде, вдохновляет других на создание «нудистских фильмов».

1956. «И Бог создал женщину»… И Роже Вадим создал Бри-житт Бардо, ставшую по словам режиссера «несбывшейся мечтой всех мужей мира».

В Кодекс Хейса вносятся послабления.

«Куколка» Элиа Казана проклята кардиналом Спеллманом.

1957. Оправдав «Сад Эдема», апелляционный суд штата Нью-Йорк сделал заключение, что «нагота не является неприличной в глазах закона».

1958. Бюро Хейса отказывает в цензорском сертификате фильму Отто Преминджера «Анатомия убийства».

1959. «Внезапно прошлым летом» Джозефа Манкевича, в котором затрагивались практически все запретные темы, в том числе гомосексуализм, инцест и каннибализм.

Героиня английского фильма «Комната наверху» спрашивает героя: «Правда, это было потрясающе?» Таким образом Сьюзен Браун стала первой женщиной на экране, вслух признавшей, что занятие любовью доставляет ей удовольствие.

Появление фотографа моделей Расса Майера и его революционного фильма «Аморальный мистер Тис», легковесной фантазии с пышным букетом красивых танцовщиц, демонстрирующих обнаженные груди и зады. Фильм, стоивший 24 тыс. долларов, принес миллион и породил сотни подражаний.

На гребне французской «новой волны» возникли три фильма, оказавшие большое влияние на стиль, технику и содержание будущего кино – «Любовники» Луи Маля, «Хиросима, моя любовь» Алена Рене и «Опасные связи» Роже Вадима. Все они несли мощный сексуальный заряд. Для англосаксов французы всегда казались самой сексуальной нацией в мире. Французская «новая волна», одно из самых влиятельных направлений в послевоенном кино, была для большинства американцев «сексуальной волной».

8

«Источник» Бергмана содержал одну из самых жестоких сцен изнасилования в кино.

«Сладкая жизнь» Федерико Феллини, картина, пропитанная эротикой.

Хотя в 50-е произошли значительные первые сдвиги в области сексуального освобождения кино, свобода эта оставалась пока ущербной.

1961. Золотая пальмовая ветвь Каннского кинофестиваля присуждается «Виридиане» Луиса Буньюэля, запрещенной во Франции и Испании.

Первая обнажённая сцена на французском телевидении: Николь Пакен в «Экзекуции».

Американская киноассоциация публикует новую «интерпретацию» Кодекса Хейса.

1962. «Лолита» Стэнли Кубрика.

Самоубийство Мерилин Монро. В детстве ей приснился сон: она совершенно голая стоит в церкви, а у ее ног павшие ниц поклонники. Но она никогда не появлялась голой в кино, хотя во время войны снималась «ню» для солдатского календаря.

1963. Франсуа Мориак отказывается идти смотреть «Молчание» Бергмана, однако это не мешает ему осудить фильм за безнравственность в своих «Блокнотах».

Новые дополнения к Кодексу Хейса: разрешается показ смешанных браков между белыми и черными.

1964. Джина Л оллобриджида подвергается преследованиям за роль в фильме «Кукла».

Расс Майер совершил нечто, что удавалось мало кому из режиссеров. Он сделал второй революционный фильм! В «Лорне» он органично ввел секс в реалистическую драму, так, как никто до него не делал. Секс был движущей пружиной действия. Не любовь, но похоть, чувственность, желание в чистом виде.

Скандал в Швеции, вызванный запретом фильма Вильгота Шемана «491». Несколько парней подвергают всевозможным сексуальным унижениям молодую проститутку (Лена Нюман), включая половой акт с немецкой овчаркой. Шведская цензура всегда относилась с пиететом к фильмам Бергмана и никогда ничего из них не вырезала. Шеман так прокомментировал этот факт: «Цензорская коллегия работает по каким-то очень странным правилам, рассматривая фильмы Ингмара Бергмана с одной моральной платформы, а фильмы других режиссеров – с другой. То, что показывает Бергман – это «большое искусство», а то, что другие – «порнография». В конечном счете фильм выпущен.

1965. Сидней Люмет подрывает Кодекс Хейса, впервые показав в фильме «Ростовщик» грудь чернокожей актрисы Тельмы Оливер, в знаменитой сцене, где она снимает одежду, чтобы предложить себя ростовщику вместо денег.

Мужская нагота (со спины) не была слишком уж животрепещущим вопросом. И голый мужской зад в «Зорбе», а затем в «Улиссе» был без осложнений пропущен цензорами. Отец Салливан, глава Католического бюро так прокомментировал этот момент: «Нас обвиняют в том, что мы применяем двойной стандарт к мужской и женской наготе в фильмах. Но я не могу согласиться. Взгляд на голый мужской зад вряд ли способен возбудить нормального зрителя. Демонстрация же женского зада может стимулировать похоть».

1966. «Постель для брата и сестры 1782» Вильгота Шемана – лирико-эротическое изображение кровосмесительной связи брата и сестры вXVIII веке (Пер Оскарссон и Биби Андерсон).

«Мужчина и женщина» Клода Лелуша – сентиментальная любовная история с весьма скромной постельной сценой производит фурор в пуританском СССР.

Женское причинное место показано в «Блоу ап» Микеланджело Антониони. Не более эротичный, чем другие итальянские или французские картины, «Блоу ап» стал важной вехой как первый фильм подобного рода, получивший широкий прокат. Высокие художественные достоинства, а также репутация режиссера исключали всякие обвинения в сексплуатации.

20 сентября: кончина Кодекса Хейса.

1967. Конгресс Соединенных Штатов голосует за создание Комиссии по порнографии и непристойности.

«Я любопытна – желтый» Вильгота Шемана вызвала яростную полемику и была запрещена цензурой во многих странах. Сознательно провокационный фильм прослеживал современную одиссею вездесущей журналистки, которую сыграла Лена Нюман. Документально снятые интервью Лены с известными людьми, среди которых Улаф Пальме и Евгений Евтушенко, перемежались показом любовных похождений героини, показанных с изрядной долей откровенности, но уже без Евгения Евтушенко.

«Дневная красавица» Луиса Буньюэля, где Катрин Денев играет респектабельную замужнюю женщину, тайком работающую днем в публичном доме по профилю.

1968. Громадный успех в США фильма «Я любопытна – желтый» и выход второго фильма «Я любопытна – голубой».

Женские половые органы показаны в фильме Линдсея Андерсона «Если».

Любовная сцена между белой женщиной (Рэкуэл Уэлч) и черным мужчиной (Джим Браун) в фильме «100 винтовок».

Расс Майер достигает вершины своего творчества в фильме «Лисица». Первый «нудистский» фильм,

9

показывающий половые акты, пользовался беспрецедентной популярностью. Майер стал первым режиссером-звездой сексуального кино. Его фильмы стали классикой жанра, а его имя появлялось перед названием фильма.

1969. По решению парламента было объявлено о полной отмене цензуры в Дании, ставшей таким образом первой страной в мире, легализовавшей производство и продажу всевозможной порнографии. Это сопровождалось следующим воззванием: «Ты живёшь в самой свободомыслящей стране в мире. В ней больше не существует цензуры. Все дозволено. Если мы не были новаторами в других сферах, то мы стали ими в области сексуальной революции».

В Сан-Франциско начинается движение «за жесткую порнографию».

На рубеже 60-х и 70-х все заслоны прорваны. Дания и Швеция выходят в признанные лидеры по производству порнофильмов, ставших выгодным и пользующимся спросом экспортным товаром. В кино начинают свободно исследоваться новые, запрещенные ранее темы, например, гомосексуализм. Гомосексуалисты и лесбиянки становятся такими же традиционными киногероями, как роковые женщины или ковбои.

1971. Первый эротический мультфильм: «Кот Фритц».

Луи Маль исследует табу инцеста в «Шепоте сердца».

1972. И снова эпохальный фильм! «Глубокая глотка», поставленная Жераром Дамиано под псевдонимом Джерри Жерар, опрокинула действительно все барьеры. Сюжет таков. Героиня ведёт интенсивную половую жизнь и получает от неё удовольствие, но ей хочется чего-то еще. Она приходит на прием к врачу, и он обнаруживает, что её клитор находится не там, где у всех людей, а глубоко в глотке. Публика валом валила в кинотеатры, чтобы посмотреть на уникальную технику орального секса, демонстрируемую Линдой Лавлес.

«ВР.: Мистерия организма» югославского режиссёра Душана Макавеева – взрывная смесь из безудержного секса, мата, антикоммунизма и исследования научной теории ученика Фрейда – Вильгельма Райха, основоположника сексуальной революции. В.Р. – это Вильгельм Райх, а также Всемирная Революция.

«Последнее танго в Париже» Бернардо Бертолуччи. Фильм подвергся ожесточенным нападкам цензуры за откровенное изображение садомазохистских отношений мужчины средних лет и молоденькой девушки. Шоковый эффект производила сцена анального изнасилования. Фильм явился важной вехой не только благодаря его художественным достоинствам, но еще и потому, что впервые в подобных сценах принимал участие актер такого ранга, как Марлон Брандо.

1973. «Эммануэль» Жюста Жакена с Сильвией Кристель 18 недель не сходит с экранов крупнейших кинотеатров Парижа.

1976. «Империя чувств» Нагисы Ошимы: кинематограф Востока не отстает от Запада в показе возможного и невозможного.

О. РЯЗАНОВА

10

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+