Великий уравнитель / The Equalizer (2014)

Великий уравнитель / The Equalizer (2014): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Уравнитель» / «Праведник» (варианты перевода названия).

США.

Продолжительность 132 минуты.

Режиссёр Антуан Фукуа.

Автор сценария Ричард Уэнк на основе телесериала Майкла Слуна и Ричарда Линдхейма.

Композитор Гарри Грегсон-Уильямс.

Оператор Мауро Фиоре.

Жанр: фильм действия, криминальный фильм, триллер

Краткое содержание
Роберт МакКолл (Дензел Вашингтон), рядовой служащий Home Mart — магазина по продаже скобяных изделий, помогает коллеге Ральфи (Джонни Скуртис) подготовиться к сдаче экзамена на охранника, а вечера проводит в закусочной за чтением книг. Узнав, что у его случайной знакомой, молодой проститутки Алины (Хлоя Грейс Морец), часто приходящей в то же кафе, возникли серьёзные проблемы, Роберт решает помочь девушке. Это приводит к убийству сутенёра Слави (Дэвид Мойнер) и четверых его подручных. Владимир Пушкин (Владимир Кулич) не может оставить акцию без возмездия, но у МакКолла есть секрет…

Также в ролях: Мартон Чокаш (Тедди), Хейли Беннетт (Мэнди), Дэвид Харбур (Мастерс), Билл Пуллман (Брайан Пламмер), Мелисса Лео (Сьюзан Пламмер), Алекс Видов (Теви), Э. Роджер Митчелл (главный следователь), Джеймс Уилкокс (Педерсон).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 21.12.2016

Авторская оценка 5/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Великий уравнитель / The Equalizer (2014): кадр из фильма
Напряжённый разговор

«Они такие плохие, потому что были коммунистами? Или они были коммунистами, потому что такие плохие?» – ехидно вопрошал обозреватель испанской газеты El País, комментируя обнаружение в 1996-м году в Австрии массового захоронения людей, в убийстве которых подозревали Красную армию. Американцы (как раз ответственные за злополучный расстрел, причём после выяснения данного обстоятельства сообщения об инциденте загадочным образом прекратились) считают «естественным» отвечать утвердительно, разумеется, на второй вопрос. За последние год-два произошло очередное «обострение», чутко уловленное кинематографистами, которые тут же вернулись к проверенному временем жупелу. «Великий уравнитель» и вышедшие следом «Джон Уик» /2014/, «Заложница 3» /2014/1 доносят до публики нехитрую мысль, что Россия не только смеет озвучивать претензии на проведение независимой внешней политики, но ещё и породила жуткую волну преступности. И куда, дескать, смотрят правоохранительные органы и спецслужбы, не замечающие, что «бывшие советские» прибрали к рукам чуть ли не весь теневой бизнес в стране?.. Сторонники украинского Евромайдана, в подавляющем большинстве не догадывающиеся, что в США жёлто-голубая лента служит знаком неравнодушия к проблеме синдрома Дауна, наверняка усмотрят в появлении этого символа под занавес глубокий иносказательный смысл. Бедняжка Алина, она же Тери, олицетворяет собой незалежную Украину, вырванную благородными Штатами из лап криминалитета, подконтрольного Кремлю! Только так и не иначе!

Великий уравнитель / The Equalizer (2014): кадр из фильма
Со пасённой девушкой

Впрочем, не будем настаивать на приверженности Антуана Фукуа и сценариста Ричарда Уэнка эзопову языку: русофобский пафос и без того очевиден. Вспомним хотя бы «выразительный» образ: Слави, гнусно ухмыляющийся, откровенно издевающийся над гостем, пришедшим честно выкупить сексуальную рабыню, сидит под… православной иконой (спасибо, что не под портретом Сталина!). Да и в целом на фоне «понаехавших» противников Роберта члены прочих этнических ОПГ покажутся не такими уж извергами. Знали создатели, и кто такой Александр Сергеевич Пушкин (среди классических книг, намеченных МакКоллом к прочтению, значится «Евгений Онегин»), делая однофамильцем2 нашего гения могущественного мафиози. Недостойно всё это таланта режиссёра, встречавшегося, помнится, с Дензелом Вашингтоном на съёмках острой, бескомпромиссной в оценках и, главное, чуждой любой мифологии (отмеченной принципиальной установкой на трезвый взгляд на реальность) драмы «Тренировочный день» /2001/. Приходится делать над собой усилие, чтобы отвлечься от пропагандистской составляющей фильма и по достоинству оценить другие идеи, заложенные в «Великом уравнителе».

Великий уравнитель / The Equalizer (2014): кадр из фильма
Великий. Уравнитель.

Успех проекта, пусть реализовывавшегося без малого десятилетие, у соотечественников авторов (при бюджете в $55 млн. кассовые сборы в национальном прокате составили $101,5 млн., за рубежом – $90,8 млн.) был обусловлен «культовым» статусом взятого за основу одноимённого телесериала, который транслировался в 1985-89-е годы. Однако, предпослав действию эпиграф из Марка Твена («Два самых важных дня твоей жизни – это день, когда ты родился, и день, когда ты понял, зачем»), кинематографисты намекнули, что эффектные кадры разборок, где таинственный отставной оперативник оказывается на голову выше недругов, включая отставного службиста-спецназовца Николая Итченко, не считают главным. И хотя ситуация противоположна той, какую обрисовал Алексей Балабанов в «Брате 2» /2000/, пожилой афроамериканец мог бы подписаться под словами Данилы Багрова о том, что сила – в правде. Понятно, нас считают соперниками и, соответственно, демонизируют, но само стремление воспеть не жажду удовольствий и развлечений, а благородную цель, предающую существованию человека высокий смысл, по нынешним меркам – уже большой плюс!

.

__________
1 – Формально фильм французский, но практически неотличим от голливудской продукции, да и коллизии развёртываются в США.
2 – Правда, российские прокатчики посчитали это перебором, предпочтя искажённый вариант Пушкевич.

Прим.: рецензия публикуется впервые



 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+