Великолепная семёрка / The Magnificent Seven (1960)

Десмонд Норма. Роберт Вон. Дядя из «Дяди» // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 32. – С. 84.

ЛЕГЕНДА: ФИЛЬМ

РОБЕРТ ВОН

ДЯДЯ ИЗ «ДЯДИ»

Он был самым нетипичным ковбоем из семерых. Франтоватый вид, белая рубашка, кожаные перчатки, нервная усмешка, неразговорчивость, да и выражение лица, больше подходящее бизнесмену или сенатору, чем искателю приключении. И, между прочим, не напрасно.

Роберт Вон родился в Нью-Йорке в профессиональной артистической семье – отец выступал на радио, мать – на сцене. Впрочем, карьера родителей не слишком продвигалась (кто сегодня помнит бывшую бродвейскую звезду Марсель Годель?). Учился Роберт в Миннесотском университете на журфаке, заинтересовался драматическим искусством. Когда с группой студентов, в 1952 году организовавшей шоу «Мистер Робертс», он выехал в Лос-Анджелес, гены дали о себе знать – Роберт Вон стал актером, а вскоре и режиссером театра в Альбукере, где работал до 1954 года. Затем выступление в спектакле «Конец – это человек», и дебют в кино – «Адские перекрестки» (1956).

Фортуна улыбнулась Роберту – после номинации на «Оскара» за роль второго плана в «Молодых филадельфийцах» (1959) его заметили и стали приглашать в телесериалы («Плэйхауз-90», «Неприкасаемые», «Лейтенант»).

«Великолепная семерка» стала его восьмым фильмом. После этого карьера круто пошла в гору. Вон играл в Лос-Анджелесе в паре с Джеком Леммоном в пьесе «Под деревом Юм-Юм» (1962), а с «Гамлетом» предпринял целое турне.

Но звездой его сделала другая роль. Начало 60-х – это расцвет бондомании. Успех агента 007 был на зависть всем, каждая кинокомпания захотела иметь своего суперагента. А если можно – то и не одного.

Вон со своим партнером Ильей Кирякиным составляли пару, не менее характерную, чем персонажи конкурирующих сериалов «Я, шпион», «Мстители», «Умеющие убеждать» (они же «Сыщики-любители экстра-класса»). Их сериал носил название, перевод которого звучит несколько странно – «Человек из организации ДЯДЯ». Дело в том, что за английской игрой слов «UNCLE» («unkle» – «дядя») скрывалась аббревиатура секретной организации типа ЦРУ. Авторы поставили задачу почти неподъемную – перепародировать пародию и преуспели в этом. Ирония выносилась в заголовки серий: «Шпион с моим лицом», «Шпион в зеленой шляпе», «Как украсть мир», «Один шпион – это уже слишком много»… Успех сериала, шедшего в течение 1964-68 годов, был так велик, что и через 20 лет последовало продолжение – «Возвращение человека из организации ДЯДЯ». Роберт Вон пробовал себя и в политической деятельности: преподавал в колледжах политологию, выступал на стороне либералов в составе комитета «Дом всеамериканских активистов», о чем даже написал в 1972 году книгу «Только жертвы».

Так что представительная внешность Вона – не маска, а сущность. Наверное, потому его так часто ангажировали на роли политиков или крупных боссов: в фильм-катастрофу «Ад в поднебесье» (1974), сериал «Вашингтон за закрытыми дверями» (1976), политический триллер «Подразделение Дельта» (1986) и в фантастические ленты «Ангар-18» и «Битва со звездами» (1980), «Супермен 3» (1983), «Восход черной луны» (1986).

Его образ обогащен внутренней иронией человека, знававшего коридоры власти, а округлое, слегка асимметричное лицо с волевым подбородком приобрело некую «чеканность», стало чем-то вроде символа американизма.

Норма ДЕСМОНД

84

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+