Верность / Vernost (2019)
Другие названия: «Звёзд неверный свет» / «Ревность» (рабочие названия на этапе написания сценария), «Верность» / «Fidelity» (международное англоязычное название).
Россия.
Продолжительность 82 минуты.
Режиссёр Нигина Сайфуллаева.
Авторы сценария Любовь Мульменко, Нигина Сайфуллаева (номинация на премию «Белый слон»).
Композитор Андрей Дергачев.
Оператор Марк Зисельсон.
Жанр: драма
Краткое содержание
Заметив в смартфоне Сергея (Александр Паль, номинация на премию «Белый слон») подозрительное сообщение, Лена (Евгения Громова, номинация на премию «Белый слон»), акушер-гинеколог по профессии, начинает подозревать его в супружеской неверности. С этого момента поведение благоверного кажется женщине чрезвычайно странным. Ревность оказывается настолько сильной, что она решает сама изменить мужу — срочно, с первым встречным. Это, естественно, приводит к нежелательным последствиям.
Также в ролях: Алексей Агранович (Иван), Марина Васильева (Катя), Павел Ворожцов (Вадим), Анна Котова-Дерябина (Никифорова), Василий Рихтер (Дима), Анастасия Денисова (Полина), Нино Нинидзе (Света), Елизавета Лотова (администратор в гостинице), Кирилл Каганович (полицейский), Михаил Тройник (полицейский).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 18.09.2020
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Ощутимый зрительский успех двух местных фильмов1, вышедших в кинопрокат почти одновременно (в октябре 2019-го, с разницей в неделю), заставил провести между ними неожиданную параллель. Дело в том, что и в «Тексте» /2019/, и у Нигины Сайфуллаевой наличествуют знойные интимные сцены, и это, мол, стало для отечественной публики если не открытием, то точно – главной приманкой. Выслушивать подобные предположения, честно говоря, смешно. На Западе эротика, а следом и порнография отвоевали право на существование ещё в первой половине 1970-х, у нас в стране – незадолго до разрушения СССР, и сравнимого ажиотажа с тех пор не наблюдалось (разве что возникали кратковременные всплески интереса). Но сравнение двух лент спорно и по другой причине. Постановка Клима Шипенко, безусловно, хороша и в качестве психологического триллера, и в части анализа текущего состояния общества. Вот только фрагмент, где Илья в исполнении Александра Петрова, просматривает на сотовом телефоне Хазина запись любовных утех порешённого недруга с Ниной (запись очень откровенную), воспринимается вставным номером, совершенно не нужным ни с драматургической, ни с художественной точки зрения. Совсем иначе – в «Верности».
Вообще-то Сайфуллаева обращалась к, скажем так, деликатным вопросам человеческого бытования буквально с начала своей профессиональной карьеры. Уже короткометражка «Шиповник» /2011/, снятая вскоре после завершения обучения на ВКСР, рассказывала о пикантной ситуации – о соблазнении девушкой-подростком двоюродного брата, приехавшего на лето в гости. Ни о каком стеснении не приходилось говорить и применительно к полнометражному дебюту «Как меня зовут» /2014/. Так что в данном отношении Нигина остаётся себе верна (прошу прощения за каламбур!). Но как раз у неё, в отличие от Шипенко, соответствующие кадры вовсе не представляются «избыточными» – включёнными в ткань повествования без достаточной мотивации. Даже не знаешь, что поражает сильнее: смелость или всё-таки актёрское мастерство Евгении Громовой, сумевшей передать сложную гамму эмоций, охватившую Лену, решившуюся-таки «отомстить» якобы морально проштрафившемуся супругу.
Конечно, речь в фильме не идёт о запредельном (как в «Последнем танго в Париже» /1972/ Бернардо Бертолуччи) обнажении душ, знаменующем подспудное стремление к физической гибели – вместо обретения желанной внутренней свободы. Но проступок женщины-врача (не просто врача – акушера-гинеколога, что называется, от Бога) оборачивается именно предательством. Измена смерти подобна, если воспользоваться формулой Виталия (Вита) Ценёва – российского психолога, переквалифицировавшегося в кинодраматурги. Складывается парадоксальная ситуация: более честным на поверку оказывается муж-актёр – словно в насмешку над стереотипными представлениями об этой «ветреной» профессии. Мало того, прегрешение не проходит бесследно – больно отзывается и на работе, и на личной жизни. Но и действительно ли, если уж разбираться, нет никакой вины на Сергее?.. Он не считал нужным скрывать «усталость» от брака – и масса вопросов возникает к самой реакции на малоприятную новость. Авторы постепенно подводят к «неудобной» догадке, что адюльтер, совершённый спонтанно и обернувшийся конфузом (сотрудники полиции оформили штраф за действия развратного характера в публичном месте), вскрыл куда более серьёзные проблемы. Обнаружил глубинную, экзистенциальную пустоту, наличие которой Лена смутно подозревала и прежде. Как, ради чего существовать дальше, во что верить, кому или чему хранить пресловутую верность?.. Финал не назовёшь «драматичным» или даже «открытым» – это финал растерянный, норовящий поставить в тупик зрителей, привыкших упорно допытываться у художников чётких выводов, требующих морали поведанной истории. Закрадывается ощущение, что Любовь Мульменко и Нигина Сайфуллаева (между прочим, неслучайно писавшие сценарий сравнительно долго) мучительно искали для героини – не только для героини – выход. Но выход если и есть, то – никому неведом. Как это ни печально…
.
__________
1 – Так, «Верность» собрала 97,9 млн. рублей при достаточно солидном (для России) производственном бюджете в размере 49,3 млн. рублей.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий