Вестсайдская история / West Side Story (1961)

Вестсайдская история / West Side Story (1961): постер Полнометражный фильм (премии «Оскар» и «Золотой глобус»).

Другое название: «Вест-сайдская история» (вариант написания перевода названия).

США.

Продолжительность 153 минуты.

Режиссёры Роберт Уайз, Джером Роббинс (премия «Оскар» и номинация на «Золотой глобус»).

Автор сценария Эрнест Леман (номинация на «Оскар») по книге Артура Лорентса и пьесе Джерома Роббинса, а также по пьесе Уильяма Шекспира (без указания в титрах).

Композиторы Леонард Бернстайн, Ирвин Костал (без указания в титрах); премия «Оскар» за лучшую музыку и премия «Грэмми» за лучший альбом Солу Чаплину, Джонни Грину, Сиду Рэмину, Ирвину Косталу.

Оператор Дэниел Л. Фэпп (премия «Оскар»).

Также премии «Оскар» получили: Борис Левин, Виктор Э. Гэнджелин (художники-постановщики), Айрин Шарафф (художник по костюмам), Фред Хайнс (Todd-AO SSD) и Гордон Сойер (Samuel Goldwyn SSD) за лучший звук.

Жанр: криминальный фильм, драма, мюзикл, мелодрама, триллер

Краткое содержание
Вест-Сайд, Манхэттен, Нью-Йорк. Лето 1957-го года. Риффу (Расс Тэмблин), возглавляющему банду «Ракеты» (Jets), надоели постоянные стычки с шайкой «Акулы» (Sharks), состоящей из иммигрантов-пуэрториканцев, предводителем которой выступает Бернардо (Джордж Чакирис, премии «Оскар» и «Золотой глобус»; номинация на «Золотой глобус» в категории «Самый многообещающий новичок»). Вечером, на дискотеке, решено договориться со злейшими врагами о месте и времени решающей драки. Рифф уговаривает пойти с ними Тони (Ричард Беймер, номинация на «Золотой глобус», также номинация в категории «Самый многообещающий новичок»), когда-то стоявшего у истоков банды, но с недавних пор пытающегося жить обычной жизнью, работая в магазине у Дока (Нед Гласс). Также на танцы идёт Мария (Натали Вуд), сестра Бернардо, недавно приехавшая в США. Парень и девушка влюбляются друг в друга с первого взгляда…

Также в ролях: Рита Морено (Анита, премии «Оскар» и «Золотой глобус»), Саймон Оуклэнд (Шрэнк), Уильям Брэмли (Крупке), Такер Смит (Айс), Тони Морденте (Экшн), Дэвид Уинтер (А-раб), Элиот Фелд (Бэйби Джон), Берт Майклс (Сноубой), Дэвид Бин (Тайгер), Роберт Бэнас (Джойбой), Гас Триконис (Индио), Ник Наварро (Торо, в титрах как Nick Covacevich).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 17.08.2016

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Вестсайдская история / West Side Story (1961): кадр из фильма
Джульетта-эмигрантка

Роберт Уайз, на тот момент не имевший в активе мюзиклов, не стал противиться решению продюсеров привлечь Джерома Роббинса, снискавшего успех (начиная с 26-го сентября 1957-го, состоялось 732 представления в Нью-Йорке, после чего прошли премьеры во многих других городах мира) на Бродвее. И хотя новичок в кинематографе успел отснять всего четыре номера (включая превосходный пролог), вызвав резкое недовольство продюсеров перфекционизмом, приводившим к дополнительным затратам, и был отстранён от дальнейшей работы, мастер проявил редкостное великодушие, согласившись, чтобы тот значился в титрах полноправным сорежиссёром. Тем самым косвенно воздали должное всем создателям и участникам сценической постановки, однако здесь не следует впадать в другую крайность, утверждая, будто все художественные достоинства экранизации объясняются исключительно открытиями, сделанными авторами оригинала. Идея перенести фабулу «Ромео и Джульетты» на задворки сегодняшнего Нью-Йорка, где соперничают (вместо знатных веронских родов) шайки белых и латиноамериканцев, действительно оказалась по-своему гениальной. Пиетет к Уильяму Шекспиру (свидетельство тому – бережное воссоздание не только основного конфликта трагедии, но и отдельных фрагментов1) не вступил в противоречие с совсем иными урбанистическими реалиями, со злободневной проблематикой, наконец, с современными ритмами. Даже несмотря на изменение текстов (переписывание некоторых реплик, грубо звучавших и, что хуже, содержавших намёки на «непристойные» явления, цветущие пышным цветом в трущобах), в фильме исчерпывающе раскрываются законы бытования на задворках заокеанских – да и западноевропейских – мегаполисов. Последние иллюзии призваны развенчать два рифмующихся эпизода: в одном «ракеты» пародируют типичный судебный процесс по делу малолетнего правонарушителя, в другом – «акулы» спорят о возможностях Соединённых Штатов, пресловутая неограниченность которых на поверку оказывается, как ни крути, мнимой. «Все свободны в Америке» – «С низкой зарплатой в Америке»… «Жизнь может быть яркой в Америке» – «Если умеешь драться в Америке»… «Жизнь прекрасна в Америке» – «Если ты белый в Америке».

Вестсайдская история / West Side Story (1961): кадр из фильма
Будни задворок

Собственно, именно социальная действительность обуславливает печальную развязку – здесь неуместны разговоры о роковом стечении обстоятельств, злом умысле конкретных индивидов или бездействии блюстителей закона (лейтенант Шрэнк, как ни грозил хулиганам, не успевает на место кровавой разборки). Кинематографисты ничуть не менее мастерски, чем, допустим, Николас Рэй в «Бунтаре без причины» /1955/ (кстати, тоже с участием Натали Вуд, сыгравшей Джуди, за чьё внимание сильный индивидуалист Джим боролся с главарём шайки «Баззом»), анализируют феномен молодёжной преступности. В их трактовке замечательно показано, как мотивы поведения, скажем так, биологического и этологического свойства (желание доминировать над особями своего пола и казаться привлекательными для девушек, сбиваться в стаи для совместной защиты территории и т.п.) накладываются на эмоции, чаяния, устремления. Драматизм ситуации в том, что само общество – воистину «городские джунгли» – не оставляет иного выбора, буквально толкает молодых людей на кривую стезю отсутствием мало-мальски достойных перспектив. Между прочим, рискну выдвинуть предположение, что слабый (к искреннему разочарованию наших кинокритиков, ценивших картину очень высоко) приём публикой «Вестсайдской истории» в отечественном кинопрокате объясняется отнюдь не кое-какими купюрами и не тем обстоятельством, что советская премьера состоялась почти на двадцать лет позже. В благополучную брежневскую эпоху, когда до «перестроечных» эксцессов было ещё далеко («казанский феномен», движение люберов и т.д. находились в стадии формирования), а о прежних трудностях – например, о борьбе с беспризорностью после гражданской войны – успели подзабыть, тема не показалась трудящимся массам актуальной… Что же касается превалировавшего тогда диско, то здесь, наоборот, трудно не заметить преемственность: траволтовский Тони Манеро тоже периодически участвовал в потасовках вместе с закадычными приятелями. Уайз и Роббинс переосмыслили саму концепцию экранного мюзикла, первыми постарались выразить в танцах и песнях (в отдельные моменты рискуя пересечь невидимую грань и невольно способствовать распространению изобличаемого явления2) мятежный дух злых, грязных, неблагополучных улиц и подворотен – даже если дело доходит до поножовщины. Остаётся лишь выразить сожаление (и недоумение!), что их удачный во всех отношениях опыт так долго оставался невостребованным: жанру пришлось пройти через недолгий этап возвращения к пышным формам, прежде чем предложенная эстетика получит мощное развитие в музыкальном видео.

.

__________
1 – Правда, во время тайного свидания Тони с Марией девушка стоит на балконе (не появляется в окне, как в пьесе), соединённом с пожарной лестницей.
2 – Чему способствовал и коммерческий триумф ленты, многократно окупившей (общие кассовые сборы оцениваются в $43,65 млн.) бюджет в размере $6 млн.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Палатникова О. «Смеялась, как Моника Витти…» // Советский экран. – 1985, № 16. – С. 15-17.
«Вестсайдская история» // Видео Дайджест. – 1991, № 06. – С. 33-34.
Шитова В. «Вестсайдская история» // На экранах мира. Выпуск 1. – М.: Искусство, 1966. – С. 41-51.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2 3 4

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+