Видок / Vidocq (2001)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Тёмные порталы: Хроники Видока» / «Dark Portals: The Chronicles of Vidocq» (англоязычное название на DVD).
Франция.
Продолжительность 98 минут.
Режиссёр Питоф.
Авторы сценария Питоф, Жан-Кристоф Гранже на основе мемуаров Эжена Франсуа Видока.
Композитор Брюно Куле.
Операторы Жан-Пьер Солер, Жан-Клод Тибо.
Жанр: фильм действия, криминальный фильм, кинофантазия, детектив, научная фантастика, триллер
Краткое содержание
Париж, 1830-й год. Этьен Буассе (Гийом Кане), биограф Эжена Франсуа Видока (Жерар Депардье), узнав о гибели своего кумира, приходит к Нимье (Мусса Мааскри), напарнику знаменитого сыщика, и просит рассказать об их последнем расследовании. Молодой человек категорически заявляет, что намерен закончить дело Видока — и установить личность неуловимого убийцы в зеркальной маске, известного как Алхимик. Так начинается путешествие Этьена по злачным местам столицы, в которой назревает очередная революционная ситуация.
Также в ролях: Инес Састре (Преа), Андре Дюссолье (Лотренн), Эдит Скоб (Сильвия), Изабель Рено (Марен Латифф), Жан-Пьер Го (Тозе), Жан-Поль Дюбуа (Бельмон), Андре Пенверн (Веральди), Жиль Арбона (Лафитт), Жан-Марк Тибо (Левинер), Франсуа Шатто (Фруассар).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 31.10.2017
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Французские кинематографисты в целом и Питоф персонально вправе гордиться тем, что опередили голливудских конкурентов, причём не в творческом, а в технологическом вопросе. «Видок» вышел на экраны более чем на полгода раньше, чем «Звёздные войны. Эпизод II: Атака клонов» /2002/, продемонстрировав зрителям возможности цифровой кинокамеры компании Sony применительно к формату полнометражного фильма. Эксперимент (эксперимент не из дешёвых, обошедшийся в FRF 152 млн., то есть порядка €20 млн.) оказался, думается, удачным, в том числе в коммерческом отношении1, хотя и не все безоговорочно приняли новую эстетику. В пользу режиссёра, накопившего богатый опыт работы в области визуальных эффектов, говорит и выбор замысла, выдающий европейца. Ему, грубо говоря, было неинтересно устремляться в будущее, в далёкие галактики – показалось перспективнее и занимательнее переосмыслить минувшее.
Те, кто помнит и любит старые добрые исторические постановки (хотя бы экранизации «Парижских тайн», «Отверженных», произведений из циклов «Арсен Люпен» и «Человеческая комедия»2), могут, конечно, и не принять новый образ легендарной европейской столицы. Злоупотребление (иначе не скажешь!) широкоугольными объективами, намеренно искажающими безрадостные урбанистические пейзажи и особенно человеческие лица, снимаемые сплошь крупным планом, вызвало, подозреваю, больше нареканий, чем обращение к запретным темам. Идя по следам сыщика, отрёкшегося от своего преступного прошлого и вставшего на путь защиты закона, Буассе всё основательнее погружается в мир порока и насилия, и, начиная с определённого момента, ночь сливается с днём. Развратные, одержимые собственными персонами, погрязшие в наркотическом дурмане представители элиты общества покажутся невинными детьми на фоне Алхимика с лицом-зеркалом, не просто умерщвляющего людей – пожирающего чужие души. И, конечно, впечатляет финальный сюрприз с раскрытием личности инфернального убийцы, хотя ради справедливости нелишне вспомнить, что за схожий художественный приём (роман «Убийство Роджера Экройда» /1926/) в адрес Агаты Кристи посыпались обвинения чуть ли не в подрыве основ детективного жанра. Но, пожалуй, главный сюрприз ждёт нас под занавес, когда выясняется, что причудливым переплетением уголовной и мистической составляющих Питоф и Жан-Кристоф Гранже решили не довольствоваться. Формально события никак не связаны с общеполитической обстановкой, но факт того, что действие завершается аккурат в канун крупных потрясений – Июльской революции, косвенно свидетельствует: схватка с исчадьем ада во плоти суть ничто по сравнению с общественными катаклизмами. Впрочем, мы-то не забыли, что таланты Видока пригодились и здесь – двумя годами позже, в дни Июньского восстания.
.
__________
1 – Так, в национальном кинопрокате посещаемость составила 1,88 млн. человек, обеспечив ленте место среди 30 лидеров сезона.
2 – Как известно, Эжен Сю, Виктор Гюго, Морис Леблан, Оноре Де Бальзак вдохновлялись различными фрагментами бурной биографии Видока.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий для Евгений Нефёдов Отменить ответ