Вирус / Fukkatsu no hi (1980)

Вирус / Fukkatsu no hi (1980): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «День возрождения» / «День воскресения» (варианты перевода названия) / «Day of Resurrection» (США), «Вирус» / «Virus» (международное англоязычное название), «Конец» / «The End» (США: название на видео).

Япония.

Продолжительность 156 минут (сокращённая версия – 103 минуты).

Режиссёр Киндзи Фукасаку.

Авторы сценария Кодзи Такада, Киндзи Фукасаку, Грегори Кнэпп по роману Сакё Комацу.

Композиторы Кентаро Ханеда, Тео Масеро (международная версия).

Оператор Дайсаку Кимура.

Жанр: приключенческий фильм, драма, фильм ужасов, научная фантастика, триллер

Краткое содержание
Доктор Краузе (Кен Пог), учёный из ГДР, передаёт группе американцев образец смертельно опасного вируса с кодовым наименованием MM88, случайно полученный заокеанскими генетиками и украденный из лаборатории, наивно полагая, что они доставят контейнер коллеге, доктору Лайзенхау. Однако восточногерманским спецслужбам становится об этом известно… В результате происходит утечка штамма, и в считанные месяцы Землю охватывает пандемия так называемого «итальянского гриппа». Вирус, плохо размножающийся при низких температурах, не добрался только до Антарктиды, где, на научно-исследовательских станциях, трудится несколько сотен полярников из разных стран.

Также в ролях: Масао Кусакари (доктор Сюдзё Ёсидзуми), Цунэхико Ватасэ (Ясуо Тацуно), Исао Нацуяги (коммандер Наканиси), Синъити Тиба (доктор Ямагути), Кенсаку Морита (Рюдзи Санадзава), Джордж Кеннеди (адмирал Конвей), Бо Свенсон (майор Картер), Стефани Фолкнер (Сара Бейкер), Оливия Хасси (Мэрит), Джеймс Эдвард Олмос (капитан Лопес), Чак Коннорс (капитан МакКлауд), Гленн Форд (Президент Ричардсон), Роберт Вон (сенатор Беркли), Генри Сильва (генерал Гарланд), Джордж Тулиатос (полковник Рэнкин).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 20.06.2018

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Вирус / Fukkatsu no hi (1980): кадр из фильма
Безумие в глазах

Добившийся феноменальных успехов на издательском поприще и мощно заявивший о себе первыми же кинематографическими проектами, Харуки Кадокава явно находился под впечатлением от триумфа «Гибели Японии» /1973/. Экранизация другого (кстати, более раннего, опубликованного 1964-м году) романа Сакё Комацу, носящего громкое название «День возрождения», должна была не только снискать признание соотечественников, но и покорить публику за рубежом. Ради достижения столь амбициозной цели владелец Haruki Kadokawa Films не поскупился на расходы: фигурируют разные суммы (от ¥2 млрд. до ¥2,5 млрд. и даже выше; также упоминается эквивалент – $16 млн.), но все источники сходятся во мнении, что затраты стали рекордными для национальной кинематографии. Прежде чем доверить постановку Киндзи Фукасаку, он провёл переговоры с западными режиссёрами Джоном Франкенхаймером и Джорджем Паном Косматосом, а на заметные роли пригласил известных американских и английских актёров. Особенно любопытно смотрится (в образе рассудительного адмирала Конвея) Джордж Кеннеди, запомнившийся по голливудским фильмам катастроф: «Аэропорту» /1970/ с продолжениями и «Землетрясению» /1974/.

Вирус / Fukkatsu no hi (1980): кадр из фильма
Напряжённое обсуждение

Разумеется, это не случайно. Как и в упомянутой выше ленте Сиро Монтани, в «Вирусе» сделана заявка превзойти «фабрику грёз» – и не столько размахом1 и сложностью специальных эффектов, но и, скажем так, масштабностью идей. Создатели схожих по сюжету картин («Штамма «Андромеда» /1971/, отечественного «Комитета девятнадцати» /1971/ и т.д.) ограничивались анализом опасных ситуаций, которые здоровым силам всё-таки удавалось взять под контроль, не допустив катастрофы планетарного масштаба. А вот Комацу и Фукасаку предложили отказаться от наивной убеждённости в том, что негативного развития событий удастся избежать в любом случае. Им, разумеется, можно предъявить отдельные претензии. Сомнительным видится, допустим, эпизод с советской субмариной Т-232, инфицированные члены экипажа которой устроили форменную истерику, прося позволить сойти на берег, – и которую пришлось спешно уничтожать англичанам. Наши моряки-подводники не раз демонстрировали (демонстрировали на деле, при возникновении чрезвычайных положений, не обходившихся, к сожалению, и без летальных исходов) мужество, самообладание, готовность принести в жертву собственные жизни… Однако в целом кинематографисты были, бесспорно, искренни, подводя к грустной мысли, что и без чьего-то злого умысла, просто по стечению обстоятельств при тотальном противостоянии сверхдержав, не исключено, что реализуется худший сценарий, казавшийся маловероятным.

Вирус / Fukkatsu no hi (1980): кадр из фильма
Надежда остаётся

Напряжение достигает апогея в тот момент, когда доктор Ёсидзуми, увы, не успевает деактивировать Систему автоматического реагирования, запущенную генералом-ястребом в нарушение указания Президента Ричардсона, которая срабатывает из-за землетрясения – и вызывает ответный пуск межконтинентальных баллистических ракет (в том числе в район Южного полюса). Наращивая военный потенциал в области атомного, биологического, химического и т.д. оружия, человечество подошло к черте, за которой – верная гибель. А в условиях разразившегося апокалипсиса жалкую кучку выживших со временем может охватить отчаяние… Однако авторы, к счастью, не утрачивают веры в гуманистические идеалы – в то, что витальное начало одержит верх, несмотря ни на что. Погибая, майор Картер спрашивает Сюдзё Ёсидзуми, как по-японски звучит выражение «Жизнь прекрасна»? И сам учёный-сейсмолог, не отличающийся, мягко говоря, атлетическим телосложением, обнаруживает колоссальную силу воли, проделывая долгий путь к тем, кто уцелел. Песня-лейтмотив You Are Love (Toujours Gai Mon Cher) звучит под занавес особенно пронзительно… Остаётся сожалеть, что радужные надежды Кадокавы не оправдались. Хотя в самой Стране восходящего солнца фильм прошёл в кинопрокате неплохо, собрав ¥2,4 млрд. (третье место в сезоне), зарубежные дистрибьюторы энтузиазма не проявили.

.

__________
1 – Массовые беспорядки, потребовавшие введения военного положения, сменяют кадры обезлюдевших мегаполисов с хаотично разбросанными останками погибших людей.

Прим.: рецензия публикуется впервые



 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+