Властелин войны / The War Lord (1965)

Властелин войны / The War Lord (1965): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Полководец» / «Военачальник» / «Воевода» / «Повелитель войны» (варианты перевода названия).

США.

Продолжительность 123 минуты.

Режиссёр Франклин Дж. Шеффнер (в титрах как Franklin S. Schaffner).

Авторы сценария Джон Коллир, Миллард Кауфман по пьесе Лесли Стивенса.

Композиторы Джером Моросс, Ганс Дж. Сэлтер.

Оператор Рассел Метти.

Жанр: драма, исторический фильм

Краткое содержание
Норманнский рыцарь Крисагон де ла Круэ (Чарлтон Хестон), провёдший несколько десятилетий в походах, вместе с верными людьми прибывает на земли, властвовать над которыми его назначил влиятельный сюзерен. Воинам удаётся отбить набег воинственных племён фризов на прибрежное поселение друидов. Однако мирному правлению Крисагона мешает страсть, вспыхнувшая в груди рыцаря к прекрасной Бронвин (Розмари Форсайт), удочерённой старейшиной деревни Одинсом (Найелл МакГиннис) и готовящейся стать женой его сына Марка (Джеймс Фарентино).

Также в ролях: Ричард Бун (Драко), Гай Стоквелл (священник), Генри Уилкоксон (принц фризов), Сэмми Росс (Волк).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 13.08.2013

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Властелин войны / The War Lord (1965): кадр из фильма
Борьба за власть

И куда вдруг подевались благородные рыцари, пылко любящие дам своего сердца, готовые на бескорыстные подвиги, истово верящие в Иисуса Христа, безмерно преданные правителю?! К чему эти – вместо поэтики битвы – пот и кровь, ощущение бессмысленности развязанной бойни? Что за внезапно вспыхнувшее влечение к простолюдинке, заставившее благородного вассала попрать интересы сюзерена? Откуда презрение к военной аристократии, обращающейся с селянами жестоко и подло?.. Надо полагать, примерно такими вопросами задавались в момент выхода фильма зрители, основательно приученные «фабрикой грёз» к приукрашенным, возвышенным, романтизированным представлениям о средневековье. Пролог, а прежде всего – развёрнутая кульминация со штурмом замка, удерживаемого малочисленными соратниками де ла Круэ, резко превосходящими силами фризов, спешно призванными оскорблёнными в лучших чувствах друидами, принадлежат к числу самых впечатляющих батальных эпизодов своего времени. Поединки на мечах, обстрел из катапульт, наконец, штурм с использованием исполинской осадной башни по сей день производят впечатление – и раз уж зрелищной составляющей не хватило для ощутимого коммерческого успеха отнюдь не дешёвой1 киноленты… Но именно это выделяет «Властелина войны» в ряду постановочных боевиков того периода, когда поджанр переживал расцвет – правда, в преддверии неотвратимого заката.

Властелин войны / The War Lord (1965): кадр из фильма
Обреченная любовь

Неоднозначный результат в значительной степени был обусловлен неординарной драматургической основой – пьесой «Любовники» /1956/ Лесли Стивенса (полное имя Лесли Кларк Стивенс IV), адаптированной Джоном Коллиром и Миллардом Кауфманом. Но и Франклин Шеффнер (почему-то фигурирующий в титрах с инициалом «С.» вместо привычного «Дж.», сокращения второго имени – Джеймс) проявил изрядную художническую дерзость в стремлении переосмыслить, а то и поставить под сомнение устаревшие голливудские каноны. Роман Крисагона и Бронвин изображён грубо и вызывающе, во фрейдистском ключе: любовь как таковая если и прорывается, то – сквозь отношения, явственно отдающие садомазохистским душком, принимая форму навязчивого влечения, больше напоминающего невроз. Вместе с тем речь принципиально не идёт о частном вопросе – и допущенная властелином войны сердечная слабость отзывается, скажем так, на общественном уровне, оборачиваясь мятежом с далеко идущими политическими последствиями. Не исключено, что историки отметят те или иные несоответствия конкретной эпохе (примерно одиннадцатый век), но в данном случае важнее2 исследование самого феномена власти, подчас оборачивающейся проклятием даже для такой сильной личности, как де ла Круэ. Можно одолеть врага и обуздать вышедшую из-под контроля чернь – хуже, что рано или поздно придётся скрестить мечи с единокровным братом, завистливым и амбициозным… Чарлтон Хестон, находившийся тогда в зените славы, оценит свежесть таланта и бескомпромиссность Шеффнера, и их совместными усилиями увидит свет прославленный научно-фантастический фильм «Планета обезьян» /1968/.

.

__________
1 – Производственный бюджет в размере $3,5 млн. представлял собой внушительную сумму.
2 – И, кстати, перекликается с предыдущей картиной режиссёра, «Самый достойный» /1964/, о предвыборной кампании на пост Президента США.

Прим.: рецензия публикуется впервые


 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+