Волк / Wolf (1994)

По зубам ли «Волку» Оскар? // Видео-Асс Премьер. – 1994, № 21. – С. 75-76.

ПО ЗУБАМ ЛИ «ВОЛКУ» ОСКАР?

НИКОЛС И НИКОЛСОН: ПОЧТИ ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

Известность знаменитому американскому режиссеру Майклу Николсу принес фильм «Кто боится Вирджинии Вульф?», снятый в 1966 году. По иронии судьбы или намеренно, но фильм, над которым режиссер работает сейчас, назван «Волк» («Wolf»). Между 66-м и 94-м годами целая пропасть событий общественной, художественной жизни и личной судьбы самого режиссёро. Целый ряд фильмов, снятых за это время. Попробуем перекинуть мостик из одной эпохи в другую, оперевшись на самое тонкое и самое прочное, что только можно себе представить – человеческую судьбу.

У многих любителей кино, наверняка, вызовет интерес тот факт, что Майкл Николс, как и многие другие мэтры Голливуда, является выходцем из России.

Он родился в Берлине, в 1931 году, в состоятельной еврейской семье. Тогда его звали – Михаил Игоревич Пешковский. Отец Майкла, врач, покинул Россию во время революции. Дедушка Николса был арестован в 1919 году и погиб в тюрьме.

В середине 30-х годов, после прихода к власти Гитлера, семья переехала из Германии в Америку. В Нью-Йорке отец Майкла придал своему отчеству английское звучание, и «Николаевич» превратился в «Николса».

«Если бы мы не уехали, никто из нас не остался бы в живых», – вспоминает режиссер. – Очень хорошо помню, как в порту мы сходили с корабля. На берегу магазины сияли неоновыми огнями вывесок, и я спросил у отца: «А это разрешено?»

После смерти отца от лейкемии семье жилось трудно. Момент, когда мать наскребла денег, чтобы отправить сыновей в колледж, Николс считает началом новой жизни.

Окончив Чикагский университет и актерскую студию в Нью-Йорке, Николс поступает на службу в театр на Бродвее.

Свой первый фильм («Кто боится Вирджинии Вульф?» по пьесе Эдварда Олби) Майкл Николс снял по просьбе Элизабет Тейлор, которая в паре со своим мужем Ричардом Бартоном блестяще сыграло в нем свою партию трагедии двух супругов, запутавшихся в любви и ненависти, сексуальных разочарованиях и мнимых утешениях, которые дает алкоголь.

Так пришла победа. Ее особое значение ещё и в том, что она – первая. Тэйлор получила свой второй Оскар, а Николс был выдвинут на соискание премии как лучший режиссер. В следующей картине по роману Чарльза Уэбба «Выпускник» главную роль Николс собирался предложить Роберту Рэдфорду. Но возникло маленькое недоразумение. «Когда я спросил Рэдфорда: «У тебя когда-нибудь

75

не получалось с девушкой?», – он меня не понял, и ответил: «Что ты имеешь в виду?» Рэдфорд просто не мог сыграть неудачника в любви. Поэтому Николс пригласил на главную роль тогда никому не известного Дастина Хоффмана. И опять выиграл. Газета «Нью-Йоркер» назвала этот фильм «величайшим успехом в истории кино». За первые шесть месяцев проката лента принесла 35 миллионов долларов прибыли (около 150 миллионов в пересчете на современный курс). Режиссер стал настолько известен и почитаем, что его младшая дочь как-то сказала ему «Папа, ты даже не представляешь, как на самом деле выглядят люди, потому что каждый норовит поцеловать тебе задницу».

Снимая следующий фильм, Николс чуть ли не ждал провала, чтобы освободиться от комплекса «обязательного» успеха. Сделав ленту «Уловка-22», он наконец добился этого. Во время монтажа картины режиссер со своим старым другом Джоном Келли присутствовали не предварительном просмотре фильма «MASH» (реж. Роберт Олтмен), близкого по теме «Уловке-22» (черной комедии времен войны). Вспоминает Келли: «Когда в зале зажегся свет, мы посмотрели друг на друга и поняли, что Боб Олтмен сделал то, что алы хотели сделать, и сделал это гораздо проще и лучше…» Следующая лента Николса «Плотские познания», рассказывающая о поисках идеальной женщины двумя друзьями (Джек Николсон и Арт Гарфункел), по словам того же Келли, «…изменила мою жизнь и жизнь многих наших друзей. Картина не претендовала на значимость «Выпускника», выразившего все тревоги и надежды поколения конца 60-х, но, тем не менее, была очень важной и интересной». Далее, после неудач «Дня дельфина» и «Состояния», Николс семь лет не снимал ничего (за исключением фильма-концерта, посвященного Джильде Раднер).

Затем был «Силквуд», снятый режиссером по сценарию Норы Эфрон и Элис Арлен. И снова водопад Оскаров и признание аудитории. Этот фильм оказался не только замечательной картиной, вероятно, впервые затронувшей проблемы ядерной промышленности (в чем могли убедиться зрители нашего канала НТВ, по которому демонстрировался «Силквуд»), но и трамплином, благодаря которому в небе Голливуда засверкала еще одно звезда, – Шер. Фильм 1986 года – «Ревность» с Джеком Николсоном и Мерил Стрип в главных ролях был скорее разочарованием, чем успехом.

Проблема брака, супружеской верности всегда остается интересной и жизненной, но в данном случае «жизненность» была показана просто серой рутиной, не слишком привлекательной для зрителей.

В лентах «Деловая девушка» (1988) и «Открытки с края света» (1990), как и в предыдущих фильмах Майкла Николса, снимались великолепные актеры: Харрисон Форд, Сигурни Уивер, Мелани Гриффит, Мерил Стрип, Ширли Маклейн. Но славу первых трех лент режиссера эти фильмы не затмили.

Вообще, Николс не считает, что он должен как-либо защищать себя или оправдывать провалы или недостатки своих предыдущих фильмов. В основу его карьеры легли ленты, в которых жизнь была представлена жестокой комедией, врачующе горькой пилюлей, которую, хочешь не хочешь, а приходится глотать каждый день. Любопытно в этой связи мнение Николса об «авторском» кинематографе периода 60–70-х годов. Его, по мысли мэтра, нельзя считать универсальным, подходящим и для сегодняшних дней. А вот желание всегда и все гиперболизирующей американской прессы считать Майкла Николса «нашим ответом» Трюффо или Феллини сам режиссер считает не более чем заблуждением.

Тем не менее, от великих людей всегда ждут великих поступков. И поэтому, как мировая пресса, вечно ожидающая в киномире то героя, то мальчика для битья, так и рядовые зрители надеются увидеть очередной киношедевр «от Майкла Николса». Ведь прецеденты уже были. Станет ли «Волк» таким шедевром, покажет время. Ждать осталось не долго.

По материалам парижского корпункта «Видео-Асс»

76

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+