Восставший из ада / Hellraiser (1987)

Зорин Никита. Неизъяснимые наслаждения // Видео-Асс. – 1990, № 3. – С. 58-59.

НЕИЗЪЯСНИМЫЕ НАСЛАЖДЕНИЯ

С тех пор, как Пьер Паоло Пазолини поставил свой самый, пожалуй, жестокий фильм «Сало, или 120 дней Содома», прошло 15 лет.*

Он не мог знать, что его фильмы надолго переживут его самого. Видео продлит им жизнь, реанимировав из небытия киноархивов. Видео же донесет их до нас через пограничные кордоны, заставив ужаснуться и задуматься.

Пазолини лишь прикоснулся к тайне, которую задолго до него пытался раскрыть его предшественник маркиз де Сад. «Сто дней Содома» непосредственно опирается на его книги, с той разницей, что действие переносится в 1943 год на север Италии. Крики и мольбы несчастных жертв, юношей и девушек, насильно и тайно привезенных сюда, оглашают стены мрачного готического замка. Идет невиданный пир страстей. Юных пленников заставляют поедать собственные экскременты, глотать патефонные иголки. С них, с живых, предварительно пытанных огнем и железом, сдирают скальпы. Палачи безжалостны. Горстка аристократов – сливки высшего общества, взявшие от жизни все, что могли дать класть и деньги, пытаются утолить угасающий огонь желания за пределами человеческого, достигая удовлетворения через сметные муки себе подобных.

С точки зрения обывателя и садизм и мазохизм аномалия. К случаям переверзии, то есть, отклонения, извращения, относит их и традиционная медицина. Чтобы в этом убедиться, достаточно заглянуть в любой словарь или справочник.

Однако подобный подход на самом деле не что иное, как проявление все той же идеологии тоталитаризма, когда правильной объявляется одна «генеральная» линия, а все остальное – извращение. Сошлюсь на «классический» пример так называемое «Двенадцать половых запо-

_____

* «Сало или 120 дней Содом» – последний фмльм Пазолини, полнившийся на экранах уже после его смерти. Премьера на долгие месяцы задерживалась по цензурным соображениям, как уже не раз бывало с картинами этого режиссера, который в изображении жизни отнюдь не отличался целомудренностью. Погиб он трагически, при обстоятельствах, очень напоминающих сюжет одного из его собственных фильмов. Ои был убит, точнее – забит до смерти 17-яетним парнем, утверждающим, что Пазолини пристал к нему с гомосексуальными намерениями. Напоследок убийца еще и проехался по телу умирающего колесами его же собственного легкового автомобиля. Микеланджело Антониони, узнав о его смерти, сказал: «Идеальная трагедия во всех отношениях, которую он сам предсказал, но не ожидал, что она произойдет так скоро».

59

ведей революционного пролетариата», основанные в 1924 году профессором А. Залкиндом. Этот «теоретик» отношения мужчин и женщин рассматривал только с классовых позиций. Все остальное – от лукавого. На самом же деле любая точка зрения – политика ли, обывателя ли – претендующая на монополизм, есть неправда. Истина всегда сложна, как сложен и противоречив мир эротических чувств, предстающий в картинах Пазолини, или в «Истории О» или в «9 1/2 недель».

Медикам известно: садо-мазохистский комплекс глубоко присущ человеку. Помните, у Пушкина:

Все, все, что гибелью грозит,

Для сердца смертного таит

Неизъяснимы наслажденья…

Это из «Пира во время чумы». В нескольких строчках целый философский трактат. Поэт рассказал, как рвется живое существо к страху, боли, смерти. Сравните с любовным письмом госпожи «О», героини известного видеолюбителям эротического французского фильма, основанного на литературном первоисточнике:

«Все, что приближает меня к болезни и к смерти, делает меня верной… Не нужно соглашаться быть богом, если тебя пугают обязанности богов, а ведь каждый знает, что они не такие уж нежные. Ты уже видел меня плачущей. Тебе остается полюбить мои слезы. Разве моя шея не прелестна, когда она содрогается и двигается помимо моей воли от сдерживаемого мной крика? И это даже слишком верно, что надо брать плеть, когда идешь со мной встречаться. И даже не одна понадобится кошка с девятью хвостами».

Уличный хулиган, красавчик Алекс, выведенный на экран Стенли Кубриком в «Заводном апельсине» (исполнитель главной роли Малькольм Мак Доуэлли определенно перенесет часть характера от этого типажа в своего «Калигулу») с ангельской улыбкой на хорошеньком личике насилует женщину и пост, испытывая экстаз от того, как обезумевшая от ужаса и бати жертва бьется, трепещет и его руках. К «сладкому страданию» рвутся персонажи кровавой фантасмагории Клайва Баркера и Тони Рэндэла «Восставший из ада». Возможность заглянуть за черту жизни, отведать вкус черной ее стороны, испытать боль как наслаждение заставляют беспечного плейбоя Фрэнка, его любовницу Джулию и даже внешне бесстрастного ученого, доктора-психиатра Чэннэрда, отбросить колебания. Ключ к аду – магическая шкатулка с секретом, как в Кубике Рубика. Соблазн превыше инстинкта самосохранения. Код найден, и каждый получит свой персональный ад: кого-то закуют в цепи, кому-то набьют в череп гвоздей, так что он станет похож на ежа, кому-то стальной проволокой разрежут лицо, разорвут на части в муках, будет просить еще, еще, находя в них страшную притягательную силу. «И я еще колебался», – восторженно воскликнет доктор Чэннэрд, превратившийся в уродливое чудовище, жертву и палача одновременно.

Это не Пазолини, до философских исканий великого мастера «Восставшему из ада» как от Земли до Луны, но есть определенное кровное родство, есть отзвуки идей.

Дело в том. что в каждом из нас (или почти каждом) живут зачатки садомазохистского комплекса. Многие не решаются себе в этом признаться, но ведь знакомы нам такие нормальные с общепринятой точки зрения чувства, как желание влюбленных раствориться в другом человеке, отдать себя в полное владение партнера. Очень многие люди в половой сфере реализуют свой нераскрытой потенциал: мужчина – женский, а женщина – мужской. Половой инстинкт у мужчин всегда спаян с агрессией. Так сложилось биологически: он обязан сломить сопротивление противоположного пола, а ухаживанием победы удается добиться не всегда. В процессе эволюции эти первобытные качества закрепились и нашли своеобразное преломление в психологии. Для мужчины естественно (и ему приятно) быть сильным, преодолевать преграды па пути своих чувств, а для женщины естественно (и для нее это приятно) быть слабой и подвластной – иногда силе, а иногда и насилию. Не о том ли размышляет литературная прародительница экранной «госпожи О»: «Речь идет, конечно, о боли, но той, которую мазохизм способен превратить в удовольствие, о страдании, из которого он выделяет с помощью одному ему известной химии чистую радость.

Какое открытие! Итак, люди наконец нашли то. что они с таким усердием искали в медицине, морали, философии и религиях: способ избежать боли, или по крайней мерс ее преодолеть, ее понять. Мне удивительно – почему им еще не воздали самых больших почестей, почему не пригляделись к их секрету?» Так что же. разгадка, над которой бились маркиз де Сад, его настойчивый последователь Пазолини, найдена? И да и нет. Источник жизни не имеет дна, и нам никогда не испить всех его тайн.

Никита ЗОРИН, психиатр, кандидат медицинских наук.

Перевод письма госпожи «О» Елены Чичневой.

58

Pages: 1 2 3 4

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+