Воздыхатель / Le soupirant (1962)
Полнометражный фильм (почётный диплом Московского МКФ, приз Луи Деллюка).
Другие названия: «Вздыхатель» / «Жених» (варианты перевода названия), «Поклонник» / «Воздыхатель» / «The Suitor» (международное англоязычное название).
Франция.
Продолжительность 83 минуты.
Режиссёр Пьер Этекс.
Авторы сценария Пьер Этекс, Жан-Клод Каррьер.
Композитор Жан Пейо.
Оператор Пьер Левент.
Жанр: комедия
Краткое содержание
Пьер (Пьер Этекс), чувствуя обеспокоенность родителей (Клод Массо и Дениз Перон) тем, что сын всё ещё не женат, решает найти себе невесту. Однако скромному, не отличающемуся общительностью молодому человеку катастрофически не везёт. Ситуация усугубляется после того, как он влюбляется в популярную эстрадную певицу Стеллу (Франс Арнель). Есть ли у Пьера шанс на личное счастье?..
Также в ролях: Лоранс Линьере (Лоранс), Карин Веселий (Алька), Пьер Магелон (импресарио), Люсьен Фрежи (художник).
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 05.08.2024
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Достойно сожаления, что, начиная с первой половины 1970-х, Пьер Этекс не сумел воплотить в жизнь ни один крупный замысел для киноэкрана, довольствуясь малой формой и появлением в ролях второго плана у других режиссёров. А ведь он поддерживал потрясающую творческую форму, внеся, в частности, солидную лепту (вместе с супругой Анни Фрателлини) в сохранение и развитие традиций клоунады. И тем не менее куда большей утратой для культуры (не только французской – мировой!) стала фактическая недоступность для широкой публики вершинных произведений мастера. Лишь после судебного решения, признавшего артиста обладателем всех прав на свои работы1, появилась возможность приступить к их основательной реставрации. Пьер, чей талант высоко ценили многие выдающиеся коллеги (от Робера Брессона до Федерико Феллини, от Франсуа Трюффо до Джерри Льюиса, от Нагисы Осимы до Отара Иоселиани), вновь очутился – на склоне лет – на вершине Олимпа славы. Заслуженное, пусть и запоздалое, признание!
Знаменательно, что в начале кинематографического пути Этекс сотрудничал с Жаком Тати, которому помогал на съёмках «Моего дядюшки» /1958/ и благодаря которому с благодарностью усвоил азы профессии. Судьбоносной стала встреча с Жаном-Клодом Каррьером, неизменно выступавшим соавтором (соавтором в полном смысле слова) сценариев. Уже короткометражки, включая отмеченную премией «Оскар» «Счастливую годовщину» /1962/, позволили говорить о появлении яркого, одарённого последователя великих «звёзд» слэпстика. Вместе с тем лестные сравнения с гениями немой комической (особенно частые – с Бастером Китоном, поскольку Пьер тоже не улыбается, упорно сохраняя серьёзное выражение лица) всё-таки не исчерпывали суть блистательных кинокомедий. Дело даже не в использовании реплик и звукового оформления – использовании минимальном, зато выверенном, метком, изобретательном. Подобно тому, как период экономического чуда, несмотря на ряд параллелей, не воспринимается точной копией Просперити, этексовы персонажи – оригинальны, выступают отражением собственной эпохи. Полнометражный дебют в данном отношении особенно симптоматичен.
Лично мне «Воздыхатель», отобранный в конкурс (и отмеченный почётным дипломом) Московского международного кинофестиваля, понравился ещё больше, чем «Йойо» /1965/, пусть следующая постановка получится, бесспорно, изощрённее в режиссуре и кинодраматургии, глубже в части социального анализа. Внешне бесхитростная история Пьера (конечно же, тёзки исполнителя!) и смешна, и трогательна. Вставив беруши, молодой человек привычно отрешается от окружающего мира, шумного, суетливого, меркантильного, предаваясь любимому занятию – науке. Тем не менее он понимает (скорее, интуитивно чувствует), что в словах родителей есть доля истины – и загорается желанием найти ту единственную, с кем свяжет себя узами Гименея. Не услышав положительного ответа (банально из-за незнания гостьей французского языка) живущей в семье – помогающей по хозяйству – шведки Ильки, он принимается за поиски невесты практически наудачу. Подражает дамским угодникам, пытается привлечь внимание девушек на улице, силится завязать знакомство в баре. Казалось бы, Пьер не упустит предоставленного фортуной шанса, но тут же… теряет голову от певички, выступление которой увидел по телевизору. Кадры, когда грустный юноша, в мгновение ока превратившийся в воздыхателя – романтического поклонника, прилагает неимоверные усилия, чтобы оказаться чуточку ближе к сладкоголосой избраннице, постепенно приобретают сатирический оттенок. В один прекрасный момент мы осознаём, что речь идёт не о чудаке, витающем в облаках, совершенно не приспособленном к повседневной жизни в элементарном бытовом плане, а, наоборот, об обществе, не замечающем, в каких странных условиях вынуждены обретаться нынче люди. Пьеру даже приходится пойти на обман – изобразить манекен… Впрочем, в итоге всё разрешается благополучно – стараниями симпатичной Ильки, настойчиво штудировавшей новый для неё язык, пока не поняла значение ранее услышанной фразы. Хочется верить, что жили они долго и счастливо.
.
__________
1 – Процесс завершился в июне 2009-го, а в следующем году апелляционный суд оставил решение суда высшей инстанции Парижа в силе.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий