Возвращение дракона / Meng long guo jiang / The Way of the Dragon (1972)

Ушаков Александр. «Твоё вдохновение ведёт нас к освобождению» // Мы. – 1991, № 4. – С. 146-155.

Александр УШАКОВ

«ТВОЕ ВДОХНОВЕНИЕ ВЕДЕТ НАС К ОСВОБОЖДЕНИЮ»

Недалеко от здания университета в американском городе Сиэтле, посередине широкой лужайки, есть одинокая могила. На надгробной плите, сделанной в виде открытой книги, выбиты слова, вынесенные в заглавие. Эта могила уже давно стала одним из самых примечательных мест города. Около нее можно встретить людей из многих стран мира, пришедших сюда отдать дань памяти тому, кто в ней покоится. А похоронен в этой могиле Сяо Лун Ли, известный всему миру под именем Брюса Ли.

Мало, до обидного мало лет отмерила Брюсу судьба. Всего тридцать два года прожил он, прежде чем нашел вечный покой на той самой зеленеющей круглый год лужайке, где совсем еще недавно он изумлял друзей исполнением своих неповторимых тао. И наверное, далеко не случайно его жена решила похоронить Брюса именно здесь, в Сиэтле, где они провели, возможно, самые лучшие дни. Именно здесь они встретились и поженились, мечтая о долгой и счастливой жизни и детях, которых очень любили. И именно здесь они расстались навсегда…

В тот памятный июльский день, несмотря на страшную жару, казалось, весь Сиэтл пришел проводить своего любимца. Портреты Брюса, горящие свечи в руках, неподдельные слезы. Даже Чак Норрис, человек далеко не сентиментальный, с трудом сдерживал волнение. О чем думал он, о чем вспоминал в ту скорбную минуту? Об их первой встрече в 1965 году, когда он, проведя в течение одиннадцати часов тринадцать напряженнейших боев и завоевав звание чемпиона мира, неожиданно наткнулся на выходе из раздевалки на своего кумира Брюса Ли, который пришел поздравить Чака и познакомиться с ним? А может, он вспоминал об их ставшем уже историческом пое-

146

динке в римском Колизее в фильме «Возвращение дракона»? Только тогда, правда, погибал он, Чак Норрис, а Брюс, наказав в очередной раз зло, возвращался в Гонконг. И вот теперь его привезли из этого самого Гонконга, и ему уже никогда больше не суждено вернуться туда. Маленький Дракон улетел туда, откуда не возвращаются… Приблизительно в то же время в одной из церквей Сан-Франциско началось отпевание, в ней отпевали Брюса Ли, уроженца этого города.

Здесь, в Сан-Франциско, где волею ангажемента оказался танцор из китайского театра «Сицюй» Ли Хуэй Чун, в 1 940 году родился будущий знаменитый артист и мастер кунг-фу. Согласно народным верованиям, он родился в хороший год с точки зрения китайского лунного календаря – в Год Дракона и должен был унаследовать все те таланты, которыми в Китае славится это мифологическое животное. И родители, надеясь на покровительство этого мудрого и отличавшегося многими способностями существа, назвали в его честь своего сына Ли Сяо Лун Ли, что означает в переводе Маленький Дракон. Одновременно, следуя другой народной традиции, мальчику присвоили второе имя – Ли Чжэнь Фань, что, в свою очередь, означало «защитник Сан-Франциско». Но матери и этого показалось мало, и она дала ребенку еще и третье, на этот раз, правда, американское имя Брюс. Вскоре после рождения Брюса семья Ли вернулась в Гонконг.

Прошло несколько лет. Как видно, тот Дракон, в чью помощь так верили родители, и не думал оказывать покровительство Брюсу. В самом деле, разве можно было ожидать, что этот, казалось бы, и не думающий расти мальчик у которого к тому же одна нога оказалась не только короче другой, но еще и слегка вывернутой наружу, да еще в придачу обладавший плохим зрением, оправдает те надежды, которые на него возлагал отец, мечтавший, что его сын станет знаменитым танцором? Едва мальчику исполнилось четыре года, Ли Хуэй Чун начал усиленно заниматься с ним. Брюс буквально с полуслова схватывал объяснения отца и, как вскоре выяснилось, обладал врожденным чувством ритма и великолепной координацией, что для танцора было дороже самого острого зрения. Но больше всего Ли Xyэй Чуна радовало то воистину неистощимое трудолюбие, которое демонстрировал Брюс. Уж кто-кто, а Ли Хуэй Чун прекрасно знал как надо «пахать», чтобы взойти на вершину в любом деле, а уж в танцах особенно. И он все чаще и чаще, глядя на сына, стал подумывать о том, что, если дело так пойдет и дальше, вовсе не исключено, что Брюс станет классным танцором и, возможно, даже премьером в том же самом театре, где танцевал и он сам.

Но… К сожалению, дети, и даже самые талантливые из них, редко оправдывают надежды своих родителей. Не стал исключением и Брюс. Все чаще он приходил домой с разбитым носом и рассеченными губами. Получение, как, впрочем, и раздача синяков приобретало у Брюса систематический характер. И, согласитесь, одно дело, когда мальчишка получает синяк от своего же това-

148

рища, что-то не поделив с ним, и назавтра уже забывает об этом, и совсем другое, когда группа подростков не может поделить территорию в своем районе, силой отстаивая на нее свои права.

Во всех этих битвах Брюса отличало от многих его сверстников какое-то врожденное чувство справедливости, которое не позволяло ему ударить соперника исподтишка или в спину. Кроме того, он почти никогда не начинал драку первым, стараясь разрешить спор миром. Но когда она начиналась, он неизменно оказывался в самой гуще событий. Вполне естественно, что, почти каждый день участвуя в потасовках, мальчик не мог не понять, что дерется все-таки лучше тот, кто умеет это делать. А раз так, надо было и этому делу учиться всерьез, так, как он учился танцам.

Знаменитый в Гонконге и во всем Южном Китае мастер кунгфу Лип Мэн сразу же выделил среди своих новых учеников этого невысокого симпатичного паренька. Опытным взглядом Учителя, перед которым прошли тысячи бойцов, он увидел в Брюсе Ученика. Брюсу не надо было показывать то или иное движение (несколько раз, казалось, они были у него в крови. И несмотря на все свои способности, он отрабатывал каждое упражнение до седьмого пота, часто оставаясь в зале и тогда, когда другие ученики спешили домой. Мальчик буквально засыпал Учителя вопросами по истории, философии и теории кунг-фу. Брюс был несказанно удивлен, когда узнал, что стиль Вин Чун, который он изучал в школе, был изобретен послушницей одного из буддийских монастырей, что, естественно, пробудило в нем интерес к буддизму. Начав заниматься в школе боевого искусства, Брюс стал больше радовать и своих собственных родителей. И в этом по сути дела не было ничего удивительного, так как с Брюсом происходило то, что обычно происходит со всеми талантливыми людьми. Он начинал ценить свое искусство по самым высшим меркам и не желал его разменивать по темным закоулкам в поисках сомнительного авторитета. Конечно, сказалось и постоянное общение с Учителем, который в долгих беседах пытался донести до учеников высший смысл кунг-фу, доказывая, что конечная цель любого боевого искусства не в ударах и блоках, а в росте духовности и самосовершенствовании. И не злу должно служить боевое искусство, а защищать добро. Конечно, далеко не все понимали это, но Брюс, к великой радости Учителя, кажется, понимал.

Иначе его судьба могла бы сложиться совсем по-другому. Дело в том, что на Брюса «положила глаз» «К-34» – самая мощная преступная группировка Гонконга. Торговля невольниками и опиумом, пиратство, спекуляция золотом и драгоценностями, контрабанда и шантаж, подкуп государственных чиновников и полиции – вот далеко не полный перечень ее «славных» деяний. Да и само название являло собой зловещие символы. Цифра 34 означала номер дома на улице По-вах в Гуанчжоу, где много лет назад проходили первые бандитские сходки этого преступного сообщества, а буква «К», будучи на-

149

чальной буквой слова карат, была добавлена несколько лет спустя после организации банды, когда она буквально вырезала своих конкурентов из «Зеленой лампы». Остается только добавить, что практически все преступные группировки такого типа, как «К-34», имеют свои собственные штабы, полицию, мозговые тресты и «отделы кадров», которые ведут работу по комплектованию банды. И попасть в нее намного сложнее, нежели, скажем, в какую-нибудь хорошую фирму, ибо отбор здесь ведется по самым строгим меркам.

Возможно, самому Брюсу и льстило внимание со стороны «К-34». Родители же просто испугались. Уж кто-кто, а Ли Хуэй Чун, чей театр просто не мог не платить ей свою «долю» от доходов, ибо в Гонконге мафии платят все, кто зарабатывает деньги, прекрасно знал, что кроется за посулами мафиози: его сын имеет почти стопроцентную возможность закончить свои дни или за решеткой, или получить пулю в живот в каком-нибудь грязном притоне. Но как оградить Брюса? Оставаясь в Гонконге, об этом нельзя было и помыслить. И он принимает единственно правильное решение – отправить сына в Сан-Франциско. Пусть уж лучше сцена лишится большого артиста, нежели он навсегда потеряет сына.

Конечно, такая резкая перемена в жизни не сулила Брюсу ничего хорошего, ибо теперь он сам должен был зарабатывать себе на хлеб. К тому же ему нужна была не просто работа, а такая работа, которая давала бы возможность тренироваться. А если учесть, что уже в то время Брюс тратил на тренировки четыре-пять часов в день и должен был находиться к началу тренировки в хорошей физической форме, то задача перед ним стояла непростая. Итак: либо хорошая работа и достаточное количество денег, либо легкая работа и… соответственная оплата. Брюс выбрал второе, начав работать подручным в небольшом китайском ресторанчике «Раби Чоу», точь-в-точь таком, какой показан в знаменитом фильме Брюса Ли «Возвращение дракона». Помните подсобное помещение, куда приводят рабочие ресторана приехавшего из Гонконга мастера кунг-фу, чтобы «проверить» его? Так вот точно в такой же «подсобке» «Раби Чоу» Брюс вешает боксерский мешок и продолжает упорные тренировки. У него только одна цель – как можно скорее стать настоящим мастером, и путь к намеченной им вершине лежит только через упорный каждодневный труд. Постепенно он начинает понимать, как мало он знает и что предела в совершенстве мастерства нет. Но в то же время, как истинный китаец, он помнит и о том Beликом пределе – Тайцзи, к которому должен стремиться каждый уважающий себя человек. Понимает он и другое: для того чтобы стать мастером, нельзя замыкаться в изучении только одного стиля. И Брюс начинает так же кропотливо и внимательно изучать и другие стили кунг-фу. благо, что среди населения Чайнатауна, где он живет, есть немало знатоков самых различных стилей кунг-фу. Надо сказать, что именно на начало шестидесятых годов в Америке приходится бум каратэ. Понятно, что и оно не ос-

150

тается без внимания Брюса. Но каратэ – это в первую очередь работа ног, в отличие от кунг-фу, где все же большее внимание отводилось ударам рук. А раз так, решает Брюс, значит, он должен овладеть и этой техникой.

Очень скоро Брюс превосходит в своем мастерстве всех своих учителей, и все чаще и чаще ему, знакомому теперь со многими стилями боевого искусства, приходит в голову мысль, что нельзя строго придерживаться только одной, раз и навсегда определенной школы, а надо создать своего рода «школу без школ», «стиль без стилей», которые впитают в себя все самое наилучшее. Так начинает формироваться «Цзит кундо» – »Путь опережающего кулака» – стиль Брюса Ли. Его автор не довольствуется только практическими занятиями, понимая, что без теории по сути дела нет и самого предмета. Он начинает собирать библиотеку, которая со временем достигает трех тысяч томов и в которую входят книги по самым разнообразным отраслям знаний, имеющих хотя бы малейшее отношение к боевым искусствам. Но особенно он увлекается философией, помня известное китайское изречение о том, что «чтобы овладеть искусством боя, надо постигнуть его философию, ибо без разума тело не нужно». Брюс особо тщательно собирает труды мастеров дзэн и даосизма и работы по китайской традиционной медицине. Отдавая буквально все свободное время тренировкам и чтению книг, Брюс с глубоким прискорбием убеждается в том, что ему очень не хватает знаний, и начинает подумывать о поступлении в какое-нибудь высшее учебное заведение на отделение философии. Забегая вперед, скажем, что позже он поступает в Сиэтлский университет и выходит из него с дипломом магистра философии. Но пока… пока Брюс продолжает заниматься сам. И нельзя не упомянуть еще об одном. Брюс уделяет огромное внимание не только тренировкам тела, но и работе с внутренней энергией, без которой немыслимо никакое настоящее боевое искусство. Ведь недаром в Китае есть поговорка, гласящая, что тот, кто занимался боевым искусством, но не овладел своей собственной внутренней энергией, придет к старости пустым. А Брюс вообще хочет отодвинуть эту старость как можно дальше. Меридианы, внутренняя энергия и медитация – для него не пустые слова, и в результате его мускулистое прокачанное тело начинает буквально светиться внутренней мощью и силой.

Так прошло еще несколько лет, и скоро произошло то, что в принципе и должно было произойти: Брюс превратился в великолепного мастера кунг-фу с отточенной техникой и со своими фирменными, ни на кого не похожими стойками и перемещениями. Но больше всего специалистов поражала в нем скорость, ибо без скорости движения любая прекрасная техника превращается в ненужный балласт. О скорости выполнения технических приемов Брюсом Ли до сих пор ходят легенды. Иногда, глядя на молниеносные удары Брюса в его фильмах, создается впечатление, что все его бои засняты с ускорением. Но это не так, ибо при специальном замере скорости удара Брюса

151

Ли выясняется, что он… опережает камеру, а его удар равен фантастическому показателю – одной двадцатьчетвертой секунды. И это лишний раз говорит о том, как сама природа «позаботилась» о Брюсе, так как известно, что, если, скажем, сила и выносливость поддаются значительной модификации в ходе тренировок, то скорость в основном «закладывается» в наш организм природой. Но даже при всей своей одаренности Брюс изо дня в день продолжал работать над развитием скорости движений. Вполне понятно, что такая работа не могла не дать результатов, и скоро слава виртуоза кунг-фу из китайского квартала распространяется по всему Сан-Франциско, где Брюс выступает с показательными выступлениями. И это только начало, ибо его уже поджидала всеамериканская известность в лице режиссера фильма «Зеленый слепень», в котором Брюс сыграл роль одного из детективов. Буквально на следующий день после выхода фильма о Брюсе заговорила вся Америка. После выхода на экраны «Большого босса» и «Яростного кулака» о Брюсе узнал весь мир. Еще никому не известный мальчишка Джекки Чэн, будущая звезда многих приключенческих фильмов, буквально бредит Брюсом Ли, десятки и десятки раз просматривая фильмы с его участием и копируя своего кумира! Будущий семикратный чемпион мира по каратэ и лучший друг Брюса Чак Норрис с изумлением наблюдает за поразительным искусством своего будущего соперника по фильму «Возвращение дракона» и… не осмеливается подойти к нему первым, чтобы познакомиться.

Вместе с известностью приходит и благополучие. Брюс женится на одной из своих учениц, шведке Линде Эмери, покупает в калифорнийском городке Калвер-сити великолепную виллу и строит в ней спортзал. Не только зал, но и весь сад на вилле заставлен специальными снарядами для тренировок, которые теперь становятся еще более интенсивными. Он уже даже не влюблен в боевое искусство, он просто не может без него жить. Он уверен, что именно боевое искусство, неважно в какой форме, должно переделать современного человека, сделав его человечные и добрым. И в том, что каратэ и кунг-фу начинают бурно развиваться не только в Америке, но и во всем мире, он справедливо видит и свою заслугу. Трудно представить, какую Брюс испытывал радость, узнав о создании нового клуба кунг-фу или о новой журнальной публикации, посвященной боевому искусству. Но к радости примешивается и становящееся все более и более сильным огорчение. Брюс буквально испытывает душевные муки, видя, какие случайные люди преподают в ставших модными и выгодными экономически школах. Он с содроганием замечает, что все больше и больше выхолащивается из боевых искусств их великий дух, учивший добру и самосовершенствованию, и что режиссеры начинают откровенно спекулировать на святом для него искусстве, прославляя на угоду публике в первую очередь жестокую сторону кунг-фу и каратэ. Эффектный удар, кровь, увечья – вот что прежде всего волнует кинематог-

152

рафистов. И не вытерпев, он вступает в неравную борьбу с режиссерами приключенческих фильмов, и, наверное, он не был бы Брюсом Ли, если бы не сделал этого. Но здесь Брюса ждет жестокое разочарование. Никто и не думает прислушиваться к его голосу, и он так и остается голосом вопиющего в пустыне. Более того, его перестают приглашать для участия в фильмах, великий мастер остается не у дел. И он решает уехать в Гонконг. «Я, заявил он в 1970 году Чаку Норрису перед отпетом, – стану в Гонконге кинозвездой, и притом такого класса, что в Голливуде без меня не смогут обойтись…» И, как мы увидим дальше, Брюс победил в этой неравной борьбе, ибо в Голливуде без него действительно обходиться не смогли. Но для этого ему пришлось поставить два самых лучших своих фильма «Появление дракона» и «Возвращение дракона» и поставить так, как хотел этого он, великий мастер боевого искусства Брюс Ли, который явился не только постановщиком всех боевых сцен в этих картинах, но и автором их сценариев.

Эти два фильма, и особенно «Появление дракона», являются своего рода исповедью Брюса Ли, в которых он с особой силой подчеркивает свое отношение к боевому искусству. Да, человек живет в жестоком реальном мире, где пока еще чаще все-таки царствует зло, да, часто человек вынужден быть жестоким, но все же человек по своей природе добр. И это с особой силой звучит в «Появлении дракона». Да, тяжело переступить через все то, чему его учили в шаолиньском монастыре, молодому монаху герою Брюса Ли. Но, убедившись, что в борьбе с конкретным злом другого пути нет, молодой человек решительно вступает на Путь Дракона и это зло наказывает. При этом, конечно, необходимо помнить, что символ Дракона на – Востоке имеет совершенно другое истолкование, нежели у нас, считающих его в первую очередь воплощением отрицательного. Здесь Дракон как раз та сила, которая, воплощая в себе положительное начало, борется со злом.

Выход этого фильма приносит Брюсу еще большую славу. Его имя гремит по всему миру, миллионы его поклонников и поклонниц идут в школы кунг-фу, в то время как дельцы наживаются на связанной с Брюсом атрибутике. Прокат фильма во многих странах мира дает огромную прибыль в 80 миллионов долларов и одновременно означает конец экономической зависимости Брюса Ли от капризов голливудских режиссеров. Отныне он свободен в своем творчестве. Брюса приглашают сниматься в своих фильмах знаменитый Карло Понти и другие не менее известные режиссеры. Фирма «Уорнер Брезерз» предлагает заманчивый контракт, предоставив Брюсу право самому поставить цифру в присланном ему чеке. Одновременно Брюс получает огромное количество писем с просьбой продолжить рассказ о Драконе. Собственно, Брюс и сам не против сделать это, ибо уже давно вынашивает замысел «Возвращения дракона», который стал лучшим фильмом Брюса Ли с точки зрения игрового каратэ. Чего стоит только один

153

знаменитый бой с приглашенным им на съемки Чаком Норрисом в римском Колизее! Сколько пота было пролито, пока Брюс наконец не остался доволен постановкой боя, а его придирчивость к исполнителям трюков изумила даже самого Норриса, который прекрасно знал, что такое настоящая работа. «С Брюсом, – скажет он позже, – было очень тяжело работать, но в то же время я получал огромное удовольствие…» Казалось бы, все шло хорошо, если бы у Брюса не начали временами появляться приступы сильнейшей головной боли. Несколько раз он даже терял сознание, а однажды на съемках в Риме случилось непредвиденное. Брюс неожиданно пришел в неописуемую ярость и бросился на одного из операторов. К счастью, до расправы дело не дошло, так как Брюс, по всей видимости, быстро пришедший в себя, неожиданно убежал со съемочной площадки. Что с ним произошло, он так и не смог объяснить, сказав только, что почувствовал вдруг какое-то затмение. Врачи, смотревшие Брюса, советуют ему отдохнуть, объясняя случившееся переутомлением, и Брюс целую неделю проводит в кровати. Естественно, он приносит свои извинения человеку, обиженному им, но, как вспоминали очевидцы, тот в оставшиеся дни так и не отважился находиться рядом с Брюсом, стараясь держаться поодаль. Но больше всех эта история напугала его жену, которая всерьез начинала беспокоиться о здоровье Брюса. Уж кто-кто, а она-то прекрасно знала, что эта вспышка ярости шла вовсе не от характера Брюса, как об этом сразу же поспешили объявить его недоброжелатели. Но Брюс не поддается ни на какие уговоры жены. И в самом деле, какой может быть сейчас отдых, когда он в расцвете сил и таланта! Ну а то, что случилось с ним, это так, чепуха… Да и врачи не нашли ничего серьезного. К тому же у него уже созрел замысел нового фильма. Впрочем, Брюсу все-таки пришлось отдохнуть и не каких-то там десять дней, как хотела Линда. а целых шесть месяцев. Именно столько он пролежал в клинике после того, как получил тяжелейшую травму спины, настолько тяжелую, что врачи всерьез опасаются, как бы их знаменитый пациент в конце концов не потерял способность двигаться. Брюс же придерживается другого мнения и начинает… тренироваться прямо в кровати. О том, чего они стоили ему, эти тренировки, когда каждое движение отдавалось нестерпимой болью во всем теле, знал только он один.

Пользуясь вынужденным бездействием, Брюс пишет восемь томов своей знаменитой книги «Цзит кундо», в которой щедро делится своими секретами. Красной нитью через всю книгу проходит главная мысль Брюса о том, что боевое искусство никогда не должно служить злу. Более того, оно должно помочь человеку освободиться от всего того, что мешает ему жить, ибо человек, не ищущий духовного совершенства, по глубокому убеждению Брюса Ли, никогда не достигнет истинных высот в боевом искусстве, несмотря на какую бы то ни было технику.

Перед самым выходом из больницы Брюс неожиданно получает письмо из… Голливуда с

154

предложением поставить фильм, да. это была уже настоящая победа, о которой когда-то можно было только мечтать. И он так и заявил Чаку Норрису, встречавшему его в Америке: «Я победил!» И Норрис в знак своей признательности молча пожал ему руку. Уж он-то хорошо знал, каких физических и моральных сил стоила эта победа его другу. А Брюс уже начал снимать «Игру смерти»…

16 июля Брюс улетел в Гонконг, а спустя четыре дня Чак Норрис получил известие о его смерти…

В тот трагический вечер Брюс вернулся в номер гостиницы вместе с продюсером фильма «Игра смерти» Рэймондом Чау. Весь день он чувствовал себя не очень хорошо и держался, что называется, на нервах. Приняв лекарство от головной боли, Брюс сразу же лег в постель, попросив продюсера разбудить его через два часа. К великому изумлению и ужасу Чау, сделать этого ему не удалось. Брюс не проснулся уже больше никогда. Врачи констатировали, что смерть наступила в результате аллергической реакции принятого Брюсом лекарства и последовавшего в результате этой реакции ураганного отека мозга. Такова официальная версия смерти знаменитого артиста и мастера кунг-фу. Однако такая причина смерти Брюса Ли, как оказалось, мало кого устраивала. И, конечно, это было бы можно объяснить скорее всего тем, что люди, для которых Брюс являлся олицетворением героев своих фильмов, не хотели поверить в то, что такой человек может умереть в собственной кровати да еще от какой-то там таблетки. В сознании видевших Брюса Ли зрителей, по всей вероятности, прочно укрепилось мнение, что если уж их любимцу и суждено было умереть, то это должно было произойти в битве с двумя десятками гангстеров и уж никак не в гостиничном номере. Вполне естественно, что сразу же после смерти Брюса Ли стали высказываться самые различные версии относительно его безвременного ухода из жизни. Говорили и о мести, и о каком-то таинственном старике-тибетце, якобы убившем Брюса при помощи энергетического удара, и о не менее таинственной незнакомке, преследовавшей Брюса буквально по пятам и наконец настигшей его в гостиничном номере…

Конечно, все может быть. Возможно, пройдет время, и мы узнаем все подробности смерти Брюса Ли. Но, наверное, главное для нас не в этом, а в том, что и сейчас, спустя восемнадцать лет после его смерти, интерес к его личности и искусству не только не падает, а становится все больше и больше. И в памяти миллионов людей он навсегда останется таким, каким мы его помним по фильмам.

В прошлом году во многих странах мира любители боевого искусства отметили пятидесятилетие Брюса Ли. Памяти великого Мастера были посвящены и многочисленные турниры, и на всех на них смотрел с фотографий на молодых бойцов улыбающийся Брюс Ли, вновь и вновь вдохновляя их на познание самих себя и мира. И воистину трижды был прав тот, кто начертал на его могиле эти простые и запоминающиеся слова: «Твое вдохновение ведет нас к освобождению»…

155

Pages: 1 2 3 4 5 6 7

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+