Возвращение Казановы / Le retour de Casanova (1992)
Другие названия: «Возвращение Казановы» / «Casanova’s Return» / «The Return of Casanova» (международные англоязычные названия) / «Il ritorno di Casanova» (Италия).
Франция.
Продолжительность 93 минуты.
Режиссёр Эдуар Ньерман.
Автор сценария Жан-Клод Каррьер по произведению Артура Шницлера.
Композиторы Бруно Куле, Мишель Порталь.
Оператор Жан Пенцер.
Жанр: комедия, драма, мелодрама
Краткое содержание
Слуга Камиль (Фабрис Лукини, номинация на «Сезар») устал слышать от Джакомо Казановы (Ален Делон) обещания, что вот-вот должно прийти письмо с извинениями за изгнание из Венецианской республики и крупной суммой денег. Знаменитый своим искусством соблазнения женщин и многочисленными авантюрами, его господин с готовностью принимает приглашение погостить в роскошном имении, пленённый красотой Марколины (Эльза Лунгини, в титрах как Elsa), племянницы хозяев. Удастся ли Джакомо покорить сердце девушки?
Также в ролях: Вадек Станчак (Лоренци), Делия Боккардо (Амели), Жиль Арбона (Оливо), Виолетта Санчес (маркиза), Жак Буде (аббат), Филипп Леруа (эмиссар), Ален Кюни (маркиз).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 15.04.2016
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Вообще-то взятое кинематографистами за основу произведение Артура Шницлера (впервые появившееся на страницах берлинского литературного журнала Die neue Rundschau летом 1918-го года) в оригинале, на немецком языке, называлось «Casanovas Heimfahrt», что было бы точнее перевести, как «Возвращение Казановы домой» или «Возвращение Казановы на родину». Это не противоречит сюжету: в финальных кадрах мы видим Джакомо, плывущего в гондоле по одному из венецианских каналов, и можем лишь догадываться о том, как компромисс с совестью отозвался на его душевном состоянии. Ведь Казанова категорически не желал становиться доносчиком и шпионить в интересах властей!.. Однако речь идёт и о возвращении в более широком смысле – и с такой поправкой заголовок получает горько-ироническое звучание.
Эдуар Ньерман, накануне привлёкший к себе внимание криминальной драмой «Ангельская пыль» /1987/, вряд ли ставил целью состязаться с Федерико Феллини, предложившим, по-видимому, лучшее экранное жизнеописание Джакомо, в том числе – подробно остановившегося на старости знаменитого любовника, а также философа, писателя, путешественника. Но фильм всё же не воспринимается сугубо коммерческим мероприятием1, призванным, допустим, сыграть на популярности Алена Делона, славившегося и как покоритель сердец красавиц. Выдающийся актёр, скорее, рискнул подвергнуть имидж если не развенчанию, то – лёгкому сомнению. Дело не только в том, что синьор Казанова ведёт существование изгнанника, перебивающегося случайными деньгами (как правило, полученными благодаря мастерству шулера, за карточным столом), постарел и откровенно устал, стремится к уединению, чтобы предаться сочинительству в тишине и спокойствии. Знакомство с восхитительной Марколиной окрыляет гостя, уверенного, что, даже если не возымеют действие проверенные временем приёмы обольщения, то избранница не сможет не откликнуться на крик души того, что готов поклясться в любви всем, что только есть на свете святого… Каково же было испытать разочарование!..
Сценарист Жан-Клод Каррьер, сотрудничавший с крупнейшими мастерами европейского киноэкрана, и режиссёр сосредотачивают внимание на нравственной проблематике, провоцируя ассоциации с постановками Эрика Ромера (правда, чаще обращавшегося к современности) или же – с версией «Опасных связей», предложенной Стивеном Фрирзом. Только Казанова проделывает «обратный» (по сравнению с виконтом да Вальмоном) путь: от идеалиста и романтика, ставившего себе в заслугу то, что не бросил несчастной ни одну свою женщину, до законченного циника, обманщика и манипулятора чужими чувствами и слабостями. И не позволяет убить себя на дуэли – наоборот, изощрённо мстит самонадеянному молодому сопернику… Ничего себе возвращение! Джакомо принял навязываемую обществом роль (вспомним, как Марколина радует родных и друзей семьи любительским спектаклем по пьесе собственного сочинения), стал актёром в мире-театре. Результат – немногим радостнее, чем у Феллини.
.
__________
1 – И, кстати, во Франции аудитория составила всего 356,9 тысяч человек.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Борев Владимир. Старый конь борозды не испортит // Видео-Асс Премьер. – 1992, № 8. – С. 14.
Компаниченко Г. Двойник своего героя // Видео-Асс Фаворит. – 1993, № 1. – С. 4-6.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий