Возвращение Казановы / Le retour de Casanova (1992)

Борев Владимир. Старый конь борозды не испортит // Видео-Асс Премьер. – 1992, № 8. – С. 14.

СТАРЫЙ КОНЬ БОРОЗДЫ НЕ ИСПОРТИТ

«Возвращение Казановы»

Есть два мировых художественных образа, олицетворяющих мужскую силу (Геркулес не в счет, он совершал иные подвиги), силу-притягательность – Дон-Жуан и Казанова. У каждого из этих персонажей в мировой культуре найдется немало интерпретаций: театральных, литературных, изобразительных, кинематографических, наконец. Видение героев при этом часто полярно: великий соблазнитель, он же злодей, банальный бабник, часто одинокий страдалец. «Возвращение Казановы» – последняя по времени киноверсия приключений великого соблазнителя, показывает героя с неожиданного ракурса: Казанова несчастный, безденежный, постаревший, обрюзгший. Ален Делон, сыгравший знаменитого покорителя дамских сердец, был даже вынужден набрать несколько лишних килограммов, чтобы больше соответствовать образу этого отягощенного жизнью человека. Возвращенец Казанова – это человек, который на излете своей профессиональной карьеры хочет еще и еще раз доказать всем, а может быть, и самому себе, что «старый конь борозды не испортит».

Услышав от юной Марголины – объекта посягательств – фразу: «Вы мне отвратительны, ваше мясо прогнило, у вас пахнет изо рта». – Казанова изощренно применяет все возможные уловки, разрабатывает целый сценарий, полный хитроумных интриг, и в конце концов побеждает не только в карточной игре, явившейся кульминацией интриги, но и на дуэли с соперником, которая стала финалом. Надо ли говорить, что Казанова еще и еще раз доказал формулу «нет таких крепостей…»

Есть два полярных мировых образа. Оба на букву К, олицетворяющие мужские качества: приятную притягательность – Казанова, и отталкивающее уродство – Квазимодо.

Фильм «Возвращение Казановы» интересен не тем, что герой, неприятный даме наружно, оказался близок ей душевно, не тем, что герой покорил избранницу-жертву, как сказали бы в традиционном застое, богатством своего внутреннего мира. Нет. Воспринимаемый Марголиной (ее играет Эльза) как подлинный Квазимодо, Казанова и не стремится быть благородным рыцарем Дон-Жуаном. Он жульничает в карты, интригует против соперника. Вычисляет его связи с богатой графиней, закладывает его графу, загоняет в долговую яму, а потом предлагает выход из нее в обмен на место в постели соблазняемой Марголины. Молодая красотка каждый вечер открывает окно для одного, а в итоге в него влезает другой и под видом истинного избранника обманно водружает древко своего гордого знамени в самую цитадель неприятельской крепости. Виват Виктория! Забавно. Но только в пересказе.

При просмотре драматизм интриги держит зрителя в напряжении все время фильма. Казанова вызывает симпатию тем, что «не стареет душой», и еще раз подтверждает истину: ветеран, прошедший все, даст новичку 100 очков и выиграет за явным и абсолютным преимуществом. На его стороне опыт, методика, ставшая навыком, убеждение, что победа хороша любой ценой, разнообразная практика, отработанные заготовки, трюки и замысловатые ходы. И неважно, о чем идет речь. О спорте, фехтовании, игре в карты, профессиональной карьере или о женщинах. Истинный мужчина – это всегда гусар, игрок, он любит состояние схватки, соперничества, борьбы, победы, обладания. Таков Казанова. Таков и любой, кто побеждал всегда, – тот не проигрывает никогда.

Владимир Бореев

14

Компаниченко Г. Двойник своего героя // Видео-Асс Фаворит. – 1993, № 1. – С. 4-6.

ДВОЙНИК СВОЕГО ГЕРОЯ

Ален Делон – один из самых ярких и долговременных сексуальных символов Европы. «Суперзвезда» кино. Человек-миф. Его идеал кино – это красавцы герои и героини, буйные страсти, жизнь на пределе, неистребимая воля к победе. Этому идеалу он следует в жизни.

Всегда подтянут, дьявольски красив, удачлив. Негодяй или благородный мститель, он всегда ослепительно хорош. Таким его и полюбили многочисленные поклонники. В последнее время Делон все чаще менял свой имидж: импотент-неудачник и таинственный бизнесмен – убийца в годаровской «Новой волне», мрачный фанатичный хореограф в «Танцевальной машине»… Эти фильмы шли вразрез с тем Делоном, который господствовал на экранах почти тридцать пять лет. Возможно поэтому картина о легендарном распутнике и неотразимом соблазнителе всех времен и народов «Возвращение Казановы» была воспринята во Франции «как возвращение Алена Делона» к ролям, в которых он был особенно любим.

Делон, который бесспорно является одним из самых ярких и долговременных сексуальных символов извращенной старушки Европы, выступает в этом фильме в роли поизносившегося растлителя. Уже одно это заставляет сильнее биться сердца читателей бульварной прессы. Ведь экранные герои Делона, как правило, всегда что-нибудь прихватывают из его таинственной частной жизни.

Частная жизнь Алена Делона и впрямь увлекательнее, чем само кино. Это и мелодрама и детектив, и самый что ни на есть крутой трил-

4

лер, обильно приправленный скандальными историями. В своем интригующем прошлом реальный Делон сменил немало ролей, сделавших его настолько известным, что о них помнят до сих пор.

Чарующее дитя любви и развода, наводящее ужас на школьных учителей, но о-о-очень преуспевшее в счете, пении и законе божьем. Уличная шпана, хулиган, почти малолетний преступник. Ученик мясника с внешностью маленького принца. Бравый морской пехотинец, прослуживший три года в Индокитае. Много раз повышенный в звании за дерзкую храбрость и многократно же разжалованный за нарушение воинской дисциплины. Нерадивый ученик кондитера и официанта. Расторопный красавчик, всегда при деньгах неизвестного происхождения, готовых на все (и еще как готовых!) девочках и незаменимой тачке. Ушлый малый, отсидевший срок за ношение огнестрельного оружия. Суперзвезда Делон, подозреваемый в убийстве собственного секретаря Марковича…

Сегодня Делон подтянут, красив, элегантен, и… готов к прыжку. Одинокий тигр в джунглях современного города. Двойник не только своего героя «Самурая», но и еще нескольких десятков персонажей. Ребенок, разменявший шестой десяток и самозабвенно продолжающий играть в героев-мужчин.

А герои его всегда азартны, верят в свой шанс и никогда не плывут по

4

течению. Им слишком хорошо известно, что госпожу-удачу следует заботливо приручать, подчиняя себе тысячи коварных и непредвиденных осложнений, грозящих успеху дела. Такой подход к жизни не только у молодого авантюриста Рипли, холодного красавца-убийцы из старого фильма Клемана «Под ярким солнцем», но и у многочисленных делоновских героев из «Искателей приключений», «Мелодии подвала», «Самурая» и «Сицилийского клана».

Конечно, Рипли чертовски везет. Но это везение создано его собственными руками. Он деятелен, настойчив и методично добивается своего. Его мир – мир дельца, заполнен конкретными вопросами и конкретными фактами. Как убить хозяина, заполучить девчонку и при этом избежать наказания? Муки совести и даже кровавый труп его не страшат.

5

Делоновские герои вообще не размышляют. Они действуют. Оставляя чувства в стороне.

Делон в жизни – родной брат своих экранных героев. Синее пламя его прекрасных глаз отливает сталью не только в фильмах. У него железные нервы, твердокаменные мускулы. И он, как десантник, всегда в форме. Делон прагматик, реалист, он из всего извлекает пользу, постоянно доказывая себе и другим, что ему все по плечу.

 «У меня нет времени жить не спеша». Это его лозунг. Какое там «не спеша»! Он похож на взбесившийся двигатель, подключенный в сеть высокого напряжения. Бизнес нужен ему, как воздух. Для него это и спорт, и наркотик, и самая азартная в мире игра.

Он по-особому тщеславен. Совершенство исполнения – его идея фикс. Ему доставляет наслаждение гибкость ума, который из всего готов извлечь выгоду. И в результате не только собственная кинофирма, но и конный завод, коллекция редких картин, организация соревнований по боксу. Короче, Делон-миллионер с очень своеобразным хобби: дарить (конечно, не бескорыстно, как и подобает современному супермену) нет, не себя, а свое громкое имя – духам, часам, кожаным курткам и саквояжам, очкам, новой марке шампанского, интимным предметам роскошного до умопомрачительности дамского белья и… гусиной печенке.

Его не зря любят миллионы зрителей. Он знает цену иллюзии и вымыслу. Его идеал кино – это красавцы герои и героини, буйные страсти, жизнь на пределе, неистребимая воля к победе.

Именно в таких ролях Делон был великолепен. Разве можно забыть «Леопарда» Висконти, где ослепительно юный красавец Танкреди-Делон с улыбкой победителя шел на баррикады. Правда, так же легко и покидал их, когда начинало припекать. Но зато как он был хорош! Кино должно быть отдано героям. Преступникам или сыщикам, – какая собственно разница?! Ведь они так похожи. Ну, хотя бы своей исключительностью и одиночеством. И нарушители законов, и поборники справедливости, сплошь крутые мужики, с которыми не так-то легко ужиться, потому что риск для них спортивное и геройское наслаждение, и они часто попадают в ситуации, когда на волоске висят не только их состояния, но и жизни. Таковы законы жанра. По ним живут экранные герои, но похоже от них не отступает Делон и в жизни. Даря своим гангстерам и комиссарам полиции свою демоническую красоту, аристократизм и изящество, он уносит их авантюрность, флибустьерство и самурайские привычки с собой, в реальную жизнь, превращая ее в громадную сцену, а весь мир – в зрительный зал.

Может, потому он не окружает себя собственным кланом, как это делает Бельмондо, не замыкается в кругу семьи, как Филипп Нуаре, вечно скандалит с собственным сыном, актером Энтони Делоном, унаследовавшим упрямство и необузданность отца, и время от времени уединяется в своем поместье вблизи Парижа в компании 18 чистопородных псин. Это так кинематографично!

Делон и женщины – особая глава. Увлекательная, но еще во многом тайна за семью печатями. Как и ожидалось, в разговорах о «Возвращении Казановы» Делон разоткровенничался именно об интимной сфере жизни. Оказалось, что никакой техникой обольщения он не владеет. И вообще соблазнителя из него сделало кино. В отличие от Казановы ему не приходится обольщать. Он просто ждет, когда на него обратят внимание. Правда, замечу, что ждать ему пока не приходилось. Страдает он, скорее, от излишнего внимания слабого пола к своей особе, хотя бы потому – и это уже опять откровения самого Делона, – что в нынешнем пятидесятисемилетнем возрасте он «не всегда способен удовлетворить сексуальные притязания» партнерш.

Чтобы выглядеть достоверно в роли обрюзгшего, постаревшего соблазнителя, Делону пришлось поправиться на пять килограммов. Французские газеты тут же злорадно растрезвонили по всему миру, что «Делон растолстел». И читатели, они же зрители, забеспокоились: как же так, ведь Делон – всеобщее достояние. Его внешний вид – это представление миллионов о том, каким быть сексуальному символу Европы. И он не может, не должен выглядеть беременной коровой, какие бы высокие творческие задачи перед ним не стояли.

Но несмотря на отдельные недоразумения, Ален Делон все же прекрасно сознает, что он не только актер и суперзвезда, но еще и миф, легенда. Свою роль образца для подражания он играет серьезно и самозабвенно. Он поклялся, что как только увянет его красота и изменит мужская потенция, он застрелится, подобно Хемингуэю в аналогичной ситуации.

Но обожатели пока могут спать спокойно. Прозрачно намекая на свои далеко не исчерпанные сексуальные возможности, Делон относит время собственного самоубийства в туманное семидесятипятилетие, когда крошка Аннушка (его и голландской манекенщицы Розали дочка) крепко станет на ноги.

Г. КОМПАНИЧЕНКО

6

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+