Возвращение Мартина Герра / Le retour de Martin Guerre (1982)

Возвращение Мартина Герра / Le retour de Martin Guerre (1982): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Возвращение Мартена Герра» (варианты перевода названия), «Возвращение Мартена Герра» / «The Return of Martin Guerre» (международное англоязычное название).

Франция.

Продолжительность 122 минуты.

Режиссёр Даниэль Винь.

Авторы сценария Жан-Клод Каррьер, Даниэль Винь, Натали Земон Давис по роману Джанет Льюис.

Композитор Мишель Портал.

Оператор Андре Но.

Жанр: биографический фильм, криминальный фильм, драма, исторический фильм, детектив, мелодрама

Краткое содержание
Летом 1556-го года от Рождества Христова в деревне Артига, расположенной недалеко от Пиренеев, в графстве Фуа, появляется человек (Жерар Депардье), который утверждает, что он — Мартин Герр, внезапно покинувший родные края несколько лет тому назад, оставив родных. Его признают и соседи, и родственники, включая любимую жену Бертранду (Натали Бай). Мартин начинает жить в ладу и согласии с другими членами семьи, но идиллия длится лишь до того момента, как он предъявляет имущественные претензии к дяде Пьеру (Морис Баррьер).

Также в ролях: Бернар-Пьер Доннадьё (Мартин Герр), Изабель Саодян (Катрин Боёр), Роуз Тьери (Раймонда), Шанталь Деруа (Жанна), Морис Жакмон (судья Риё), Роже Планшон (Жан), Филипп Бабен (Жак), Валери Шассиньё (Гийометта), Чеки Карио (Августин), Доминик Пинон (Антуан), Стефан Пеан (юный Мартин), Сильви Меда (юная Бертанда).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 21.08.2015

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Возвращение Мартина Герра / Le retour de Martin Guerre (1982): кадр из фильма
Заслужили счастье

По иронии судьбы, авторы взяли за основу не произведение кого-то из соотечественников, а роман (относительно небольшой по объёму) «Жена Мартина Герра» американки Джанет Льюис, впервые опубликованный в 1941-м году. Мало того, к работе над сценарием была привлечена Натали Земон Дэвис, профессор Принстонского университета, крупный специалист по истории средневековой Западной Европы. Однако сама писательница (а кроме того, поэтесса и автор текстов песен) опиралась на факты, в первую очередь – на материалы судебного процесса, состоявшегося в 1560-м в Тулузе. И в общем-то есть справедливость в том, что именно экранизация вызвала заметный художественный резонанс, причём не только в национальном прокате1, но и в ряде других стран, включая США и СССР. Достаточно высокие2 для европейской (снятой не на английском языке) картины кассовые сборы впоследствии вдохновили голливудских кинематографистов на вольный «римейк» под названием «Соммерсби» /1993/, а уже в новом столетии история послужила основой для мюзикла, не без успеха шедшего на сценах Лондона и Бродвея.

Возвращение Мартина Герра / Le retour de Martin Guerre (1982): кадр из фильма
На процессе

Во всём описанном выше нет ничего удивительного. Трудно объяснить, почему во время сеанса возникает такое сильное напряжение, причём зритель, наверное, толком и не знает, за чью судьбу переживает больше: бедной Бертранды, запуганной родственниками, но боящейся упустить шанс на женское счастье, о котором уже, кажется, и не мечтала, – или подсудимого? Он категорически настаивает на том, что является Мартином Герра, а не неким проходимцем Арно дю Тилем, присвоившим чужое имя и пытающимся неправомочно завладеть частью состояния. Обвиняемый употребляет весь свой (надо заметить, незаурядный!) ораторский талант, чтобы убедить свидетелей-односельчан и достопочтенных судей в клевете на себя, и чем дольше длятся слушанья, тем больше ему склонны верить… Вероятно, нас до глубины души возмущает сама ситуация, когда индивид вынужден отчаянно отстаивать право официально считаться самим собой. События постепенно утрачивают изначальный, бытовой (точнее, меркантильный) характер, приобретая экзистенциальное измерение – и не только потому, что на кон поставлена человеческая жизнь.

Возвращение Мартина Герра / Le retour de Martin Guerre (1982): кадр из фильма
Разоблачение самозванца

Закрадывается подозрение, что залогом творческого успеха Даниэлю Виню (не блиставшему, как известно, ни ранее, ни позже, хотя в следующей постановке – романтической комедии «Одна женщина или две» /1985/ – также задействует Депардье) послужило приглашение Жана-Клода Каррьера. Выдающийся кинодраматург сделал всё, чтобы возникла иллюзия максимально аутентичного воссоздания конкретного (зафиксированного в официальных документах) судебного процесса, – и это у него получилось. Но вместе с тем получилось и… продемонстрировать верность великой сюрреалистической традиции, в развитие которой внёс (прежде всего благодаря сотрудничеству с Луисом Бунюэлем) огромную лепту. Чем больше подробностей всплывает, тем сильнее начинает овладевать ощущение некой ирреальности происходящего, невольно порождающее разговоры о колдовстве и проделках самого дьявола. И даже явление настоящего Герра, лишившегося ноги на поле брани (по странному совпадению, фамилия означает ‘война’), и чистосердечное признание припёртого к стенке Арно служат разъяснением лишь на формальном уровне. Нет, преступный умысел не кажется достаточным оправданием поступка самозванца. В спонтанном решении усматривается что-то более глубокое, нежели жажда наложить руки на чужое добро и даже – желание посмеяться от души над глупостью и доверчивостью крестьян. Что-то, что роднит его с военным корреспондентом Дэвидом Локком в исполнении Джека Николсона («Профессия: репортер» /1975/ Микеланджело Антониони), инсценировавшим собственную смерть и присвоившим личность случайного знакомого, получив шанс начать жизнь сначала – или, точнее, попав в плен пагубной иллюзии, что редкостный шанс получил.

.

__________
1 – Правда, там картина, собрав аудиторию в 1,26 млн. человек, уступила другому историческому фильму с Жераром Депардье – «Дантон» /1982/.
2 – Оцениваются в $3,7 млн.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Самсонов Георгий. Французские «киноблюда» под американским соусом // Видео-Асс Экспресс. – 1993, № 22. – С. 28-31.

Материалы о фильме (только тексты) 

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+