Враг государства №1: Легенда / L’ennemi public n°1 (2008)
Полнометражный фильм (номинация на «Сезар»).
Другие названия: «Месрин – Враг общества №1» / «Mesrine – L’ennemi public n° 1» (Франция: название на рекламном плакате), «Враг общества №1» / «L’ennemi public n°1» (Канада), «Месрин: Враг общества №1» / «Mesrine: Public Enemy No. 1» (Канада), «Месрин, часть 2: Враг общества номер 1» / «Mesrine Part 2: Public Enemy Number 1» / «Mesrine Part 2: Public Enemy #1», «Месрин: Враг общества номер один» / «Mesrine: Public Enemy Number One», «Месрин: Враг общества №1» / «Mesrine: Public Enemy No. 1», «Месрин: Часть II – Враг общества №1» / «Mesrine: PartII — Public Enemy #1» (международные англоязычные названия).
Франция, Канада.
Продолжительность 133 минут.
Режиссёр Жан-Франсуа Рише (премия «Сезар»).
Автор сценария Абдель Рауф Дафри по книге Жака Месрина, авторы адаптации Абдель Рауф Дафри и Жан-Франсуа Рише.
Композиторы Марко Бельтрами, Маркус Трумпп (номинация на «Сезар»).
Оператор Роберт Гантц (номинация на «Сезар»).
Также премию «Сезар» получили: Жан Минондо, Жерар Арди, Александр Видмер, Лоис Приан, Франсуа Груо, Эрве Бюретт (звук).
Также на «Сезар» номинировались: Эрве Шнайд (монтаж), Эмиль Жиго (художник-постановщик), Виржини Монтель (художник по костюмам).
Жанр: фильм действия, биографический фильм, криминальный фильм
Краткое содержание
Жак Месрин (Венсан Кассель, премии «Сезар» и «Золотой глобус», Италия), дав показания французской полиции, должен предстать перед Фемидой, но… совершает побег прямо из зала суда. Он продолжает с неслыханной дерзостью грабить банки и казино, похищать состоятельных людей ради выкупа — и никакие решётки не удержат отчаянного гангстера! Справится ли правосудие с неуловимым преступником?
Также в ролях: Людивин Санье (Сильвия), Матьё Амальрик (Франсуа Бессэ), Самюэль Ле Бьян (Мишель Ардуин), Рой Дюпюи (Жан-Пол Мерье), Елена Анайя (София), Мишель Дюшоссуа (Пьер Андре Месрин), Мириам Буайе (мать Жака Месрина), Жерар Ланвен (Шарли Бауэр), Лора Марсак (журналистка), Анн Косиньи (адвокат Жака Мерина).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 05.06.2023
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Хотя вторая часть вышла в национальный кинопрокат спустя менее чем через месяц после первой, зрительский спрос оказался заметно ниже – 1,5 млн. проданных билетов. Общие кассовые сборы дилогии, снимавшейся на протяжении девяти месяцев1, практически без перерывов, составили $46,3 млн. и, по-видимому, не позволили компенсировать производственные затраты, оцениваемые во внушительную по европейским меркам сумму (с разбросом от $40 млн. до $60 млн.). Тем не менее представители французской киноиндустрии вправе гордиться постановками Жана-Франсуа Рише, вынесшего на суд почтенной публики один из по-настоящему жёстких, но и глубоких по мысли поляров начала XXI века. Возможно, в картине с громким подзаголовком «Легенда» напор деструктивной энергии, излучаемой самой личностью Жака Месрина, несколько снизился, действие немного сбавило обороты, но режиссёр ничуть не меньше увлекает нас перипетиями судьбы знаменитого гангстера, раз за разом оставлявшего стражей порядка с носом.
Венсан Кассель замечательно уловил противоречивую, фонтанирующую парадоксами сущность своего персонажа (вероятно, отличающегося от прототипа, на что авторы аккуратно намекнули в титрах). Месрин показан не просто талантливым преступником, которому сопутствовало потрясающее везение, который действительно обладал если и не блестящим интеллектом, то во всяком случае – развитой интуицией. А уж личного обаяния вкупе с артистизмом (умением ловко менять внешность) Жаку точно не занимать! Вместе с тем незаметно наступил перелом – и «враг государства №1» (правильнее «враг общества №1») начал чувствовать, что ему тесно в навязанных рамках. Хочется ещё и ещё – чего-то по-настоящему великого. С подбором сообщников проблем, как правило, не возникало, однако сколотить шайку хотя бы из нескольких человек (не говоря уже о разветвлённой, законспирированной организации наподобие корсиканской мафии) бандиту было не по плечу: не те темперамент и склад ума. Как результат, Месрин даёт выход персональным амбициям – помимо написания мемуаров за время недолгого пребывания в тюрьме – в «политических» акциях, благо тогда широко освещалась деятельность «Красных бригад» и иных экстремистов левацкого толка. Жак на полном серьёзе объявляет себя революционером! Ладно бы всё ограничилось похищением дряхлого капиталиста Анри Лельевра – естественно, ради денег (забавно видеть, как мастерски заложник-скряга торгуется, сбив размер выкупа с десяти до шести миллионов франков), зато под красивым «обличительным» лозунгом… Гораздо больший резонанс в стране вызывает расправа над Далльером (прообразом послужил Жак Тилльер), пришедшим взять интервью для ультраправой газеты «Минутка». Человек вне закона переступил опасную черту, потеряв вес в глазах даже тех сограждан, кто прежде питал потаённую симпатию. Проводимая правоохранительными органами операция, а особенно – кульминационный момент (беспорядочная стрельба через лобовое стекло машины почти в упор, точно в готового к прыжку бешеного пса), могла бы показаться чересчур жестокой, если б мы не знали, какая колоссальная опасность исходит от Жака Месрина. От таких, с позволения сказать, «легенд» социум рано или поздно избавляется, а затем – стремится осмыслить феномен (в том числе художественными средствами), дабы извлечь уроки на будущее. Другой вопрос, насколько эффективно это получается…
.
__________
1 – Между прочим, в обратном хронологическом порядке, поскольку Венсану Касселю было проще сбрасывать вес, нежели набирать.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий