Враг государства / Enemy of the State (1998)

Враг государства / Enemy of the State (1998): постерПолнометражный фильм.

Другое название: «Враг общества» (вариант перевода названия).

США.

Продолжительность 132 минуты.

Режиссёр Тони Скотт.

Автор сценария Дэвид Маркони.

Композиторы Гарри Грегсон-Уильямс, Тревор Рэбин.

Оператор Дэн Майндел.

Жанр: фильм действия, триллер

Краткое содержание
Томас Рейнолдс (Джон Войт), занимающий один из руководящих постов в Агентстве национальной безопасности, даёт подручным указание ликвидировать конгрессмена Фила Хаммерсли (Джейсон Робардс), выступающего резко против лоббируемого АНБ законопроекта об электронном слежении за частными лицами и организациями. Убийство оказывается случайно запечатлено на видео, и компакт-диск с записью волей судьбы попадает к Роберту Клейтону Дину (Уилл Смит) — адвокату, шантажируемому мафиозным боссом Джоуи Пинтеро (Том Сайзмор).

Также в ролях: Джин Хэкмен (Эдвард Лайл), Гэбриэл Бирн (агент АНБ, «лже-Брил»), Реджина Кинг (Карла Дин), Иэн Харт (Джон Бинэм), Джейсон Ли (Дэниел Леон Завитз), Джек Блэк (Фидлер), Барри Пеппер (Дэвид Прэтт), Скотт Каан (агент Джонс), Джейми Кеннеди (Джеми Уильямс), Стюарт Уилсон (конгрессмен Сэм Элберт), Сет Грин (Селби), Лиза Боне (Рэйчел Бенкс), Джейк Бьюзи (Круг), Джеймс ЛеГрос (Джерри Миллер), Лорен Дин (Лорен Хикс), Дэн Батлер (директор АНБ адмирал Шафлер), Филип Холл (Марк Сильверберг), Ивана Миличевич (продавщица в магазине женского белья).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 19.11.2022

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Враг государства / Enemy of the State (1998): кадр из фильма
Напрасно он ей не верил

Имена продюсера Джерри Брукхаймера и режиссёра Тони Скотта в очередной раз послужили гарантией успеха фильма, сумевшего превзойти свой солидный бюджет ($90 млн.) даже в национальном прокате, принеся $111,5 млн., и с ещё большим энтузиазмом1 встреченного за границей. Но помимо этого картина из второй голливудской волны произведений о «теории заговора» неплохо рифмуется с одним из лучших произведений того периода, когда тема впервые получила широкое освещение, – «Разговором» /1974/ Фрэнсиса Форда Копполы. Сходство дополнительно заострено благодаря участию Джина Хэкмена (между прочим, долго отказывавшегося от роли и принявшего предложение лишь после звонка режиссёра, с которым сотрудничал на «Багровом приливе» /1995/), тем более что на фотоснимке в служебном досье Брилл запечатлён в нехарактерном для актёра облике – в очках, какие носил и Кол. Из мимолётной беседы в кафе становится понятно, что речь не идёт об одном и том же человеке: загадочный спаситель Дина прошёл иной жизненный путь, получив опыт службы именно в АНБ, преимущественно на заграничных операциях. Но его, разуверившегося, постаревшего и окончательно отошедшего от дел, долгие годы предпочитая не выходить из тени, втайне подрабатывая с помощью полученных навыков, можно смело назвать духовным единомышленником Гарри, если только эпитет не покажется слишком высокопарным.

Враг государства / Enemy of the State (1998): кадр из фильма
Стал, понимаешь, врагом. Врагом государства

Любопытно, что примерно тогда же, в конце 1970-х, увидела свет удачная экранизация классической пьесы Генрика Ибсена «Враг народа». Минула пара десятилетий, а термин, некогда использовавшийся в самых разных контекстах (юридическом, политическом и т.д.), безнадёжно устарел. Суть произошедших изменений отражена в потрясающе точном названии, найденном сценаристом Дэвидом Маркони2 – однофамильцем инженера итальянского происхождения (удивительно, сколько совпадений!), внёсшего огромный вклад в развитие радиосвязи. Научно-технический прогресс давно создал возможность для разделения и разведения этих базовых понятий, «народ» и «государство», и, хуже того, для подмены причин следствиями. В конечном итоге всё упирается в конкретных людей, которые – и в том заключается самое страшное – имеют полное право применить знаменитый афоризм Людовика XIV к себе. Причём попытки ограничить озвученную в обрывках дискуссий, «нечаянно» включённых авторами в повествование, опасность того, что личный враг нечистого на руку государственного мужа может быть автоматически зачислен в стан «врагов государства», сами по себе имеют тенденцию разрастаться, приобретая характер бесконечной рекурсии. Следует, дескать, наращивать штат и привлекать тех, кто бы следил за теми, кто следит за теми, кто следит за теми, кто…

Враг государства / Enemy of the State (1998): кадр из фильма
Встреча не для разговора

Фильм и в момент появления не просто служил отличным развлечением, поражая зрелищностью и динамизмом развёртывания событий, в которых чувствовал себя как рыба в воде Уилл Смит, каждой новой работой укреплявший тогда статус «суперзвезды». Авторы искренне стремились призвать зрителей к размышлениям о потенциальных рисках их собственному благополучному и комфортному существованию, намекая (вспомним полушутливый диалог Роберта с женой), что единственным приемлемым средством защиты является мобилизация резервов гражданского общества. Мораль произведения заключается, грубо говоря, в том, что «несерьёзные» проблемы грозят обернуться такими неприятностями, на фоне которых стремительно померкнут даже угрозы гангстеров… Кто ж мог предполагать, что не пройдёт и пяти лет, как «Враг государства», утратив отвлечённо-абстрактный характер, обретёт черты сбывшегося пророчества?! После 9/11 действия американских властей и спецслужб подозрительно напоминают то, о чём говорили Скотт и Маркони…

.

__________
1 – Общие кассовые сборы составили $245,1 млн.
2 – Он уже в дебютном триллере «Урожай» /1993/ подступался к проблеме беззащитности индивида перед могущественными социальными силами.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art (публикуется с дополнениями)



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+