Враг мой / Enemy Mine (1985)
Другое название: «Мой враг» (вариант перевода названия).
США.
Продолжительность 108 минут.
Режиссёр Вольфганг Петерсен.
Автор сценария Эдвард Хмара по повести Барри Брукса Лонгиера.
Композитор Морис Жарр.
Оператор Тони Айми.
Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, драма, научная фантастика
Краткое содержание
В конце двадцать первого века человечество, объединившись, ведёт на просторах Вселенной войну с цивилизацией драков — разумных рептилеобразных гуманоидов. В результате боя пилот Уиллис Э. Дэвидж (Деннис Куэйд) совершает экстренную посадку на необитаемой планете Файрин IV. Там же вынужденно оказывается драк Джериба Шиган (Луис Госсетт-мл.). Противостояние неизбежно?
Также в ролях: Брайон Джеймс (Стаббс, капитан Мусорщиков), Ричард Маркус (Арнольд), Кэролин Маккормик (Морзе), Бампер Робинсон (Заммис), Барри Стокс (Хук), Эмили Вудс (Симпсон), Херб Андресс (Хоппер), Скотт Крафт (Джонатан, брат Стаббса), Джим Мэпп (старый драк), Генри Столоу (Кейтс).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 11.09.2015
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
В советском прокате – в разгар «перестройки», в 1989-м году – «Враг мой» вызвал, помнится, повышенный ажиотаж (24,3 млн. проданных билетов), и если бы кому-то из восхищённых зрителей, преимущественно детей и подростков, тогда сообщили, что в самих США фильм не пользовался спросом1, он бы точно не поверил. А то и поднял бы рассказывающего на смех! Наши соотечественники, безусловно, оказались восхищены зрелищной составляющей ленты. Блестящий грим драков (темнокожий актёр Луис Госсетт-мл. продемонстрировал полное, абсолютное перевоплощение в Джериба!), захватывающие кадры боёв космолётов в безвоздушном пространстве, пейзажи неизведанной планеты и… таинственный хищник, затягивающий жертв щупальцем под землю, – всё это не могло не будоражить воображение. Любопытно, что поначалу осуществить постановку предлагали таким крупным и самобытным мастерам, как Терри Гиллиам и Дэвид Линч, а затем – серьёзно продвинулись переговоры с Ричардом Лонкрейном. Руководство студии не нашло компромисса с английским кинематографистом, предложившим масштабные (со сметными расходами порядка $17 млн.) съёмки в Исландии, и, сославшись на «творческие разногласия», утвердило кандидатуру другого режиссёра. По иронии судьбы, Вольфганг Петерсен, проявивший принципиальность, отказавшись прибегать к наработкам предшественника, и намекнувший, что использование декораций его предыдущих работ (военной драмы «Подводная лодка» /1981/ и сказки «Бесконечная история» /1984/), возведённых на Bavaria Studios, поможет сэкономить, лишь ввёл голливудскую студию в дополнительные расходы. В итоге производственный бюджет составил – с учётом маркетинговой кампании – $40 млн.
Впрочем, главное всё же не в том. Интересная (и полемичная по отношению, например, к бёрджессовско-кубриковской идее надсата «заводного апельсина» Алекса со товарищи) находка авторов – изобретение речи драков на основе… русского языка, многие слова из которого произносились в обратном порядке – помогает глубже понять пафос произведения. Барри Брукс Лонгиер писал одноимённую повесть2 в разгар «холодной войны», невольно – или сознательно? – экстраполировав обстоятельства на век вперёд, когда человечество, разрешив внутренние противоречия, найдёт нового, внешнего врага. Но что будет, если два отважных воина – непримиримых противника – попадут (подобно американцу и японцу в «Аду в Тихом океане» /1968/, оказавшимся на необитаемом острове) в ситуацию, когда нет иных разумных существ? Когда их выживание, по сути, зависит от помощи друг друга – да и просто лучше найти общий язык, чем медленно дичать, сходя с ума в одиночестве… Вслед за писателем-фантастом Эдвард Хмара и Петерсен раскрываются гуманистами, обстоятельно, очень убедительно демонстрируя процесс зарождения дружбы между непохожими созданиями. Культурные и даже биологические (Дэвидж болезненно реагирует на слова Шигана, невольно цитирующего Платона, говоря, что люди, разделённые на мужчин и женщин, обречены на поиск своих вторых половинок) различия на поверку не оказываются непреодолимыми. Причём приверженность создателей ленты гуманистическим воззрениям не кажется наивной. В схватке Уиллиса с подлыми Мусорщиками, которых карает ради спасения тех, кого совсем недавно ненавидел, нет ничего парадоксального: есть подонки и есть – благородные натуры, вне зависимости от принадлежности к тем или иным народам, расам и т.д. Авторы расширяют понятие интернационализм до идеи дружбы и сотрудничества между разными биологическими видами – до, скажем так, интервидизма.
.
__________
1 – Кассовые сборы там составили $12,3 млн., а в ФРГ, на Родине режиссёра, сеансы посетили 1,37 млн. человек.
2 – Впервые опубликована в журнале Science Fiction в номере за сентябрь 1979-го, а в следующем году была включена в сборник «Очевидная цель».
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Фрич Юрген. «Секси-герл» мечтает познакомиться // Видео-Асс Экспресс. – 1990, № 1. – С. 17.
Михалкович В. Вперёд к прошлому… // Советский экран. – 1989, № 17. – С. 28.
Пинский Б. Рынок // Советский экран. – 1989, № 5. – С. 19.
Враг мой // Экран – детям. – 1989, № 04. – С. 5.
50 лучших фантастических фильмов // Видео-Асс Известия. – 1998, № 01 (36). – С. 20-22.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий