Всегда / Always (1989)

Крымова Елена. «ВСЕГДА». Большая любовь Спилберга // Видео-Асс. – 1991, № 4. – С. 64-67.

«ВСЕГДА». БОЛЬШАЯ ЛЮБОВЬ СПИЛБЕРГА

«Вундеркиндом суперзрелищ» называют исследователи кино американского режиссера Стивена Спилберга. Вундеркиндом – потому, что он начал снимать с 11 лет, а уже в 17 – сделал свою первую полнометражную ленту. Суперзрелищными его работы называют тоже не случайно. Режиссер обладает талантом воплощения захватывающей атмосферы действия, использует при съемках уникальные специальные эффекты. Многомиллионные бюджеты его фильмов дают возможность реализовать самые смелые фантазии автора.

«Телевидение перевернуло всю мою жизнь, у меня нет времени даже на книги», – говорит о себе Стивен Спилберг. Можно сказать, что и он перевернул телевидение – по крайней мере в его развлекательной, зрелищной части. И в производстве игровых фильмов на видео им сказано веское слово, Спилберг один из тех режиссеров, которые полюбили видео сразу и навсегда.

Известный режиссер признается в своих пристрастиях: «В десятке моих любимых фильмов «Лоуренс Аравийский», «Гроздья гнева», «Сокровища Сьерра-Мадре», «Крестный отец-1», «Гражданин Кейн», я без конца смотрю эти видеокассеты».

Про Спилберга говорили, что он работает по восемнадцать часов в сутки. Так было, но теперь… Пять лет назад у него родился сын Макс, которому он отдает ровно половину своей жизни. Одну неделю мальчик проводит у своей матери Эми Ирвинг, а другую – у него. Отец с сыном вместе готовят еду, играют, читают.

Скоро у Спилберга должен родиться еще один ребенок – от Кэт Кэпшоу, на которой он в настоящее время женат. Помните блистательную, сексуальную блондинку – певицу из кабаре Уилли Скотт, которую Индиана Джонс, один из самых популярных персонажей Спилберга, увлекает в опасное путешествие в фильме «Индиана Джонс и Храм судьбы». Против ее ослепительных чар не устоял, как видим, не только бравый археолог Индиана, но и сам режиссер. Как знать, не этот ли роман вдохновил Спилберга посвятить свой новый фильм истории о любви. «Я стараюсь оставаться ребенком в душе, и с тех пор, как у меня появился сын, я очень вырос» – говорит о себе Спилберг.

Спилберга нельзя считать обычным коммерческим режиссером, да и продюсер он тоже осо-

64

бенный. Какой из его фильмов ни возьми – «Дуэль», «Челюсти», «Близкие контакты третьего вида», «Инопланетянин» и т.д. – все они многослойны, рассчитаны как на интеллектуалов, так и на тех зрителей, которых приводит в кинозалы потребность развлечься.

В центре почти каждого спилберговского фильма – борьба с некими загадочными феноменами. Слабый, часто неопытный и безоружный человек должен преодолеть, казалось бы, – непреодолимое. Герои Спилберга потому побеждают, что, борясь с вполне реальными силами зла, борются с тем злом, которое внутри них. Эта излюбленная режиссером мысль стала центральной в его новой ленте, выпущенной на экраны в 1990 году. Она называется «Всегда».

Здесь реальное зло выступает в виде огня – лесных пожаров, с которыми ведет борьбу отряд летчиков специального назначения. Самого отчаянного пилота зовут Пит Сэндик. Он не умеет дорожить своей жизнью, и его подруга, авиадиспетчер Даринда Дорстон уже в самом начале фильма роняет фразу: «Тебе скоро конец».

С первых кадров выявляется и любовный треугольник. В Даринду до безумия влюблен владелец курьерской службы «Крыло и молитва» Тэд Бэйкер.

Прямо с дружеской вечеринки Пита посылают в экстренный полет и… Спилберг не упускает, конечно же, возможности поразить зрителей эффектностью съемок. От действий, разворачивающихся на экране, поистине захватывает дух… У партнера Пита – Ала – загорается

65

двигатель самолета, баки с горючим могут взорваться в любую минуту. Пит в смертельном пике бросает свою машину, вниз и сбивает пламя. Маневр выполнен прекрасно, удивительно и то, что он смог – почти у самой земли – вывести из пике свою машину, но – загорелся и его двигатель. Питу помочь не может уже никто – пламя взрыва застилает экран, и Пит уносится на тот свет.

«На тот свет» – совсем не в переносном, а в буквальном смысле слова. Через несколько кадров мы видим Пита, бродящего по сгоревшему лесу. Здесь встречается ему ни больше, ни меньше его ангел-хранитель. Оказалось, что того зовут Хэп, и он хочет помочь Питу, прежде чем тот уйдет в более далекие сферы, сделать добро близким людям.

Близкие Пита – Даринда и Тэд. Лишенный своей земной оболочки, Пит постепенно приучает себя к мысли, что он не должен думать о своей подруге: «Это – моя девочка». Ему следует думать о них обоих: «Это – моя девочка, а это – мой парень». Такое самоотречение не сразу ему дается. Оказалось, что не все суетное и мелочное выжжено в душе Пита огнем – он должен побороть недобрые чувства сам.

Герою очень непросто – он переживает самую настоящую муку от потерянной любви и упущенных возможностей. Но, сломав в себе эгоистическое начало, Пит становится как бы добрым ангелом для обоих.

Пит наставляет Тэда в летном деле, передает ему все свое бывшее умение и отвагу. Даринда только тогда осознает глубину своей новой любви, когда понимает, что Тэд так же способен рисковать своей жизнью, как Пит. На самолете Тэда она летит на спасение группы парашютистов-пожарников, оказавшихся в настоящей западне из огня. Она отважно пролетает через пылающий ад, указывая людям путь из ловушки. Конечно же, рядом с ней, в кабине самолета, находится призрак Пита. Это он поддерживал ее морально, руководил ее действиями.

Только после того, как он убедился, что жизни Тэда и Даринды не грозит опасность, что они любят друг друга и будут всегда вместе, Пит оставляет их: ярко светящейся точкой удаляется в ночное небо. Это заключительные кадры фильма.

Не правда ли, напоминает одного из гостей в фильме «Близкие контакты третьего вида»? Есть кое-что сближающее эту картину с фильмом «Империя солнца» – это по сути тоже семейная драма, только с действиями некоторых потусторонних сил.

Но на самом деле, «Всегда» – это ремейк фильма Виктора Флеминга «Парень по имени Джо» (1944). Диалоги, жесты, даже расположение камер при съемках – все в этих двух фильмах одинаково. Преемственность идеи Спилберг подчеркнул тем, что в его фильме время действия остается неопределенным, хотя в качестве машин, предназначенных для борьбы с пожарами, были использованы бомбардировщики Второй мировой войны. Название «Всегда» тоже, пожалуй, символично. Всегда – это и настоящее время, и неопределенное, и некое потустороннее будущее.

«Всегда» трудно поддается жанровому определению. Это и любовная история, и драма, и фантастика, а больше всего, пожалуй, детская игра. Не случайно себя и близких ему по духу режиссеров сам Спилберг называет «детьми фантазии». «Единственное в своем роде сочетание сентиментального, динамичного и прекрасного» – так отозвалась американская пресса о новом фильме своего любимца.

66

Сам режиссер утверждает, что «Всегда» – это фильм о любви. Он говорит: «Пит – настоящий мужчина. У него просто нет желания постоянно повторять: «Я тебя люблю». Он погибает и возвращается на землю для того, чтобы сказать Даринде о своей любви. Мне нравится рассказывать о соответствующих событиях в манере отнюдь не соответствующей».

Спилберг говорит, что в какого-то одного конкретного бога он не верит, но уверен в существовании многих. «Когда я работаю, мне импонирует мысль о том, что меня кто-то вдохновляет, откуда-то сверху, кто-то, кто протягивает мне руку помощи, дает импульсы, придает высшую энергию».

Да, пожалуй, поклонники Стивена Спилберга, согласятся, что его фильмы создаются не без вмешательства некой «высшей энергии».

Елена Крымова, по материалам зарубежной прессы

67

Pages: 1 2 3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+