Всплеск / Splash (1984)

Вязов Владимир. Том Хэнкс в красном ботинке // Видео-Асс Экспресс. – 1993, № 17. – С. 25-28.

ВИДЕОДОСЬЕ

ТОМ ХЭНКС В КРАСНОМ БОТИНКЕ

Практически все герои Тома Хэнкса – жертвы обстоятельств, этакие бедолаги, с которыми случаются всякого рода недоразумения. Чем-то его персонажи сродни невезучим героям Пьера Ришара. И вполне закономерно, что именно Хэнкс воссоздал ришаровского «блондина» в американской версии этой французской комедии.

Главное, что подкупает в Хэнксе – его детская непосредственность, наивность и неподдельная доброта. Поэтому, когда его герои подвергаются нападкам и унижениям, это вызывает невероятную жалость и сочувствие к ним, то же, что мы испытываем к плачущим детям. Проказник и шалун, недотепа и растяпа – именно такие определения применимы к его смешным персонажам. Если бы меня попросили выбрать из американских актеров кандидатуру на роль Иванушки-дурачка в экранизации русской сказки, я не задумываясь назвал бы Тома Хэнкса.

Однако, играя всю жизнь забавных простаков, сам актер довольно серьезно относится к своей профессии. Каждую роль, какой бы образ он ни создавал, Хэнкс вынашивает задолго до начала съемок. Кроме того, в работу он вкладывает частичку личного жизненного опыта. По собственному признанию, особенно удались Хэнксу роли в фильмах, которые напоминали ему о семье, детстве, избранной профессии.

Отец актера Амос Хэнкс работал поваром в ресторане «Морской волк» в Окленде, когда 9 июля 1956 года на свет появился его сын Том. Пять лет спустя родители будущего актера развелись. Полугодовалый брат Тома Джим остался с матерью, а он вместе со старшими братом Ларри и сестрой Сандрой был отдан на воспитание отцу, который имел странную привычку часто менять места работы, жительства и, вдобавок ко всему, жен. Его гиперактивный образ жизни оказал существенное влияние на характер Тома. Как ни странно, но бесконечная дорога и постоянная смена городов, школ, мачех и даже религий не действовали на него удручающе. Напротив, развивали «чувство юмора и приспособляемости к любым жизненным обстоятельствам. Впоследствии эти

25

качества пригодятся Хэнксу на его непростом пути к актерскому Олимпу.

Склонность к лицедейству проявилась у Тома еще в детстве, тогда он очень любил заниматься звукоподражательством. Во время учебы в школе, а затем колледже и в Калифорнийском университете эти детские забавы перешли в серьезные увлечения театром. На студенческой сцене, а затем в полупрофессиональных театрах он сыграл немало ролей в классических пьесах. Но пришло время для решающих действий – и в 1978 году Хэнкс продает свой «фольксваген» и направляется с приятелем в Нью-Йорк. К концу года он уже становится отцом и только после этого знаменательного события женится на матери своего сына, актрисе-продюсере Саманте

Льюис. Несмотря на временные трудности, безденежье и безработицу, Хэнкс не теряет надежды стать настоящим актером. Шаг за шагом, он упорно продвигается к заветной цели, колеся при этом по всей стране. В 1979 году он исполняет небольшую роль в театральной постановке «Отелло» в Кливленде, затем в Нью-Йорке получает целых 800 долларов за роль в фильме ужасов «Он знает, что ты одинока» и, наконец, в Лос-Анджелесе, в июне 1980 года начинает сниматься в комедийном телесериале «Закадычные друзья». В нем Хэнкс сыграл одного из двух рекламных агентов, которым пришлось переодеться в женщин, поскольку единственным местом, где они могли позволить себе жить, было женское общежитие. В той роли во всей красе раскрылось его незаурядное комедийное дарование, благодаря чему Том сразу же завоевал неплохую репутацию в кругах теле- и кинобизнеса.

Снявшись в телевизионном фильме «Лабиринты и чудовища» Хэнкс приступил к работе в очередном телесериале «Счастливые

26

дни». И тут о нем вдруг вспомнил тридцатилетний режиссер Рон Ховард, готовившийся к съемкам своей третьей по счету картины «Всплеск». В роли молодого человека, влюбленного в русалку, Хэнкс выглядел достаточно убедительно. Образ смешного и обаятельного романтика пришелся по душе и зрителям, и специалистам, которые безоговорочно признали в молодом актере незаурядный талант.

70 миллионов долларов собрал «Всплеск» в США, и 70 тысяч долларов получил Хэнкс в качестве гонорара. Окрепнув морально и материально, актер решительно бросился в бой, соглашаясь на все многочисленные предложения. Молодежная комедия «Мальчишник», в которой Хэнкс исполнил роль жениха, устраивающего накануне свадьбы вечеринку для друзей, хорошо знакома нашим видеолюбителям. Именно благодаря этой бесшабашной и довольно веселой ленте Том Хэнкс сразу же завоевал популярность у нас в стране в стане видеолюбителей. Широкая публика, то бишь кинозрители смогли увидеть его только раз, но, несомненно, в лучшей его картине «Большой», где он великолепно сыграл 12-летнего мальчика, волшебным способом превратившегося в 30-летнего мужчину. Эта роль принесла актеру номинацию на Оскар». Но до своего триумфа, состоявшегося в 1988 году, Хэнксу предстояло сняться еще в шести фильмах, в которых он, как принято говорить, оттачивал свое актерское мастерство. В римейке французской комедии Высокий блондин в черном ботинке», трансформировавшейся в Штатах в «Мужчину в красном ботинке», Хэнксу пришлось примерить на себя нелегкие доспехи Пьера Ришара и пройти огонь и воды в образе скрипача-

27

простофили, принимаемого за секретного агента. При всей виртуозности исполнения Хэнксом этой роли, надо признать, что идти по следам знаменитого комика и тем более переиграть его, ему было чрезвычайно сложно. А потому, несмотря на присутствие в картине нескольких очень смешных эпизодов, фильм не был удостоен зрительского внимания и похвалы критиков.

Не была отмечена особым успехом и комедия «Добровольцы», где на долю Хэнкса выпало изображать саркастичного повесу, мобилизованного в Корпус Мира и отправленного на строительство моста в затерянную таиландскую деревню. Эта картина стала знаменательна для актера в первую очередь тем, что на съемочной площадке он познакомился со своей будущей женой – актрисой Ритой Уилсон*.

Не желая закреплять за собой навечно амплуа «шута горохового», Хэнкс с радостью взялся за работу в фильме Гарри Маршалла «Ничего общего», во многом перекликающемся с биографией актера.

Герой, решивший примириться с больным отцом и проявляющий трогательную заботу о разведенных родителях, был очень близок Хэнксу и потому его игра в этой картине отличалась особой искренностью и проникновенностью. Именно такие фильмы, в которых ему приходилось играть где-то на грани лиризма и комизма, Хэнкс считает наиболее значительными творческими достижениями в своей актерской карьере.

И не случайно, Хэнкса часто приглашают на те картины, где на комических персонажей обязательно возлагается роль героев-любовников. Сцена ревности, разыгранная Хэнксом в трюковой комедии «Ловушка для денег», построена по классическим законам драматического искусства. Однако несравненная индивидуальность Хэнкса вносит в этот эпизод совершенно новые штрихи. Его герой поначалу вроде бы и не реагирует на признание своей любовницы в измене. Но за внешним хладнокровием таится зверь, готовый вырваться на волю в любую секунду, что вскоре и происходит. В гневе «реактивный» Хэнкс так же хорош, как и в веселье. Но шторм неминуемо сменяется штилем, и актер в эти минуты демонстрирует свою необыкновенную улыбку – какое-то домашнее тепло, излучаемое всем его существом. В такие мгновения он вновь становится для нас привычным: растерянным, робким, нерешительным и таким добродушным недотепой.

Образ невезучего и всеми обманутого простофили, вынужденного штурмовать непреодолимые преграды, по праву стал визитной карточкой Тома Хэнкса. Галерея ярких и

_______
* С первой женой Хэнкс развелся в 1987 году. С ней остались двое детей.

27

колоритных персонажей-горемык занимает почетное место в кинокарьере актера. Вспомним нелепого Джо, борющегося против вулкана, или незадачливого полицейского Тернера, воспитывающего ненавистного ему пса.

В полнейшем отчаянии, на грани безумия, находится и Шерман Маккой из «Костра тщеславий». Однако рамки сатирической комедии с социальным подтекстом давили на Хэнкса, и он выглядел довольно неуверенно в роли богача, обвиняемого в преступлении, которого не совершал. Этот персонаж, лишенный присущего Хэнксу романтического шарма, предстал на экране совсем не смешной карикатурой. Вероятно, условности жанра, огрехи сценария и режиссуры не позволили актеру сыграть на максимуме своих возможностей и тем самым спасти неудавшуюся картину.

И, наконец, последняя по времени работа Хэнкса в картине «Их собственная лига». Тут его трудно узнать. Располневший, обрюзгший, с мешками под глазами (по фильму – тренер женской бейсбольной команды), он заставляет нас предаться ностальгической тоске по прошлым фильмам, где его героев отличала кипучая энергия молодости, мальчишеская безрассудность и мечтательность. Состоится возрождение одного из лучших американских комиков или ему суждена участь некоторых голливудских «звезд» – спиться, быстро состариться и «выйти в утиль»? Думаю, что уже новая романтическая комедия «Неспящие в Сиэтле», где Хэнкс вновь играет в паре с Мег Райан (до этого они снимались в фильме «Джо против вулкана») даст ответ на этот волнующий вопрос.

Владимир ВЯЗОВ

АДРЕС ТОМА ХЭНКСА: Tom Hanks: с/о William Morris Agency, J5I ELCamino, Beverly Hills, California 90212, USA (Такой же адрес у Ричарда Гира)

28

Pages: 1 2 3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+