Вся президентская рать / All the President’s Men (1976)
Полнометражный фильм (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).
Другие названия: «Все люди президента» / «Вся команда президента» (варианты перевода названия).
США.
Продолжительность 138 минут.
Режиссёр Алан Дж. Пакула (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).
Автор сценария Уильям Голдман (премия «Оскар» и номинация на «Золотой глобус») по книге Карла Бернстина и Боба Вудворда.
Композитор Дэвид Шайр.
Оператор Гордон Уиллис.
Премию «Оскар» также получили: Джордж Дженкинс, Джордж Гейнс (художники-постановщики), Артур Пьантадоси, Лес Фрешольц, Ричард Александер, Джеймс Э. Уэбб (звук).
На премию «Оскар» номинировался Роберт Л. Вулф (монтаж).
Жанр: драма, исторический фильм, триллер
Краткое содержание
С того момента, как репортёры влиятельного делового издания «Вашингтон пост» взялись за расследование этой истории, Америка замерла в ожидании. Скандал, вошедший в историю под кодовым наименованием «Уотергейт», по названию отеля, где произошло преступление, низложил всех: Президента Ричарда Никсона, сенаторов, дипломатов — и окончательно подорвал доверие граждан к институтам власти. В основу сценария была положена книга Боба Вудворда (Роберт Редфорд) и Карла Бернстина (Дастин Хоффман).
Также в ролях: Джек Уорден (Гарри Розенфельд), Хэл Холбрук (свидетель «Глубокая глотка»), Мартин Болсам (Говард Симонс), Джейсон Робардс (Бен Брэдли, премия «Оскар» и номинация на «Золотой глобус»), Джейн Александер (Джуди Холбек, номинация на «Оскар»), Мередит Бакстер (Дебби Слоун), Стивен Коллинз (Хью Слоун), Нед Битти (Мартин Дардис), Пенни Фуллер (Салли Эйкен), Ф. Мюррей Абрахам (сержант Пол Липер), Линдсей Краус (Кэй Эдди), Полли Холлидей (секретарша Дардиса), Доминик Кьянезе (Эухенио Мартинес).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 05.11.2023
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
А я ещё сомневался: не послышалось ли, что звуки от клавиш печатной машинки, показанной во вступительных кадрах крупным планом, поразительно напоминают выстрелы? Но это действительно – потрясающая находка звукорежиссёра, столь необычным решением (наложением двух упомянутых звуков) подчеркнувшего лейтмотив фильма. Ёмкая фраза о том, что «словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести» (из стихотворения советского поэта Вадима Шефнера под названием «Слова» /1956/), во второй половине XX столетия – на Западе! – получила своё уточнение. Отныне это самое слово, причём в первую очередь – слово печатное, оказалось официально возведено в ранг оружия. Высокоточного оружия массового поражения.
Любопытно, что буквально накануне Алан Дж. Пакула привлёк к себе внимание злободневным политическим триллером «Заговор «Параллакс» /1974/, хотя и вписывавшимся в актуальную тогда волну произведений о «теории заговора», но всё же – построенным на почти фантастическом допуске. Есть своя логика в том, что именно на его кандидатуре1 остановился Роберт Редфорд, приобретший за $450 тысяч права на экранизацию хроникальной книги у её авторов и одновременно – главных действующих лиц, который взял на себя продюсерские функции. Присущие режиссёру острый ум и наблюдательность, достойные учёного-исследователя, позволили по шагам, чрезвычайно скрупулёзно реконструировать на экране обстоятельства «Уотергейтского дела», взятого в оборот двумя репортёрами. Алан, надо полагать, намеренно добивался эффекта отсутствия и тени скандальной сенсационности. Вудворд и Бернстин, изображённые ведущими «звёздами» той эпохи без грана позёрства, упорно, методично, чуть ли не на свой страх и риск, не обращая внимания на всеобщее равнодушие и даже скепсис собственного начальства добывают по крупицам конфиденциальную информацию, ведя бесконечные телефонные разговоры, опрашивая участников и очевидцев, сопоставляя полученные из разных источников данные и т.д. Да и сама логика развития частного расследования, казалось бы, свидетельствует о тщетности усилий тандема амбициозных идеалистов, в кульминационный момент… не добивающихся ничего. Лишь после, за скромной и сухой развязкой, следует упоминание о том, чем же статьи Боба и Карла обернулись в общеполитических масштабах.
Название не случайно намекает на знаменитое шуточное четверостишье Льюиса Кэрролла, на сатирический подтекст которого обращал внимание, если не ошибаюсь, ещё Карл Маркс. Практика доказала, что и вся президентская рать неспособна собрать современного Шалтай-болтая, иными словами – устранить пороки и злоупотребления, без которых, по мнению вхожих в высшие круги лиц, попросту невозможно устойчивое функционирование т.н. демократической системы. Картина Пакулы, ожидаемо вызвавшая внушительный резонанс в момент появления2, ценна не только исторической достоверностью, но и осмыслением процессов осторожной, внешне незаметной, «грамшиевской» битвы за умы граждан, нередко – дающей более надёжные результаты в смене исторических вех, чем шумные революции.
.
__________
1 – Правда, после отказа англичанина Джона Шлезингера, справедливо рассудившего: реализацию такого проекта должен осуществить американец.
2 – При бюджете $8,5 млн. прокатная плата составила $30 млн., обеспечив ленте второе (после шедевра «Пролетая над гнездом кукушки» /1975/) место в сезоне.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art
Добавить комментарий