Вторжение похитителей тел / Invasion of the Body Snatchers (1978)

Вторжение похитителей тел / Invasion of the Body Snatchers (1978): постер

Полнометражный фильм.

США.

Продолжительность 115 минут.

Режиссёр Филип Кауфман.

Автор сценария У.Д. Рихтер по роману Джека Финнея.

Композитор Денни Зейтлин.

Оператор Майкл Чепмен.

Жанр: фильм ужасов, научная фантастика

Краткое содержание
Элизабет Дрисколл (Брук Адамс), трудящаяся в Департаменте здравоохранения Сан-Франциско, делится со своим коллегой и другом Мэттью Беннеллом (Дональд Сазерленд) подозрениями, что Джеффри Хауэлл (Арт Хиндл), с которым она давно живёт, изменился. Не просто изменился — стал совершенно другой личностью. Мэттью обращается за помощью к знакомому психиатру, доктору Дэвиду Кибнеру (Леонард Нимой), и тот даёт вроде бы убедительные объяснения. Однако вскоре Дрисколл и Беннелл открывают истинную причину перемен, произошедших не только с Джеффри…

Также в ролях: Джефф Голдблюм (Джек Беличек), Вероника Картрайт (Нэнси Беличек), Лелиа Голдони (Кэтрин Хендли), Кевин МакКарти (убегающий человек), Дон Сигел (таксист), Том Ладди (Тед Хендли), Стэн Ричи (Стэн), Дэвид Фишер (мистер Джанни), Роуз Кауфман (рассерженная женщина), в эпизодах (без указания в титрах) Роберт Дюваль (священник), Филип Кауфман (человек, стучащий в стекло телефонной будки / чиновник, озв.), Майкл Чепмен (уборщик).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 29.10.2018

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Вторжение похитителей тел / Invasion of the Body Snatchers (1978): кадр из фильма
Вторжение не остановить

Эпизод с напуганным до полусмерти человеком, бросающимся на переднее стекло автомобиля, в котором едут Мэттью и Элизабет, с истошным воплем «Они идут!», продуман блестяще. Нелепая гибель обезумевшего прохожего, за которым, точно по команде, начинает гнаться толпа, заставляет Беннелла и Дрисколл увериться в нехороших предчувствиях по поводу происходящего. Для киноманов же, моментально узнавших в паникёре артиста Кевина МакКарти, представшего чуть ли не в том же самом костюме, в каком снимался в первой экранизации романа Джека Финнея, всё становится ясно как Божий день. К тому же, авторы намеренно использовали название не литературного первоисточника («Похитители тел» /1955/), а именно киноверсии – и даже пригласили Дона Сигела на эпизодическую роль таксиста, вовсе не собирающегося везти пассажиров в аэропорт…

Вторжение похитителей тел / Invasion of the Body Snatchers (1978): кадр из фильма
Знакомое лицо…

Хотя Филип Кауфман предпочитал не стеснять себя надолго рамками конкретного жанра, именно ему принадлежит честь открытия колоссального зрелищного потенциала, содержащегося в старых хоррорах (нередко – с уклоном в научную фантастику), поражавших воображение подростков в кинотеатрах по всей Америке. Кто знает, вполне возможно, что без шумного успеха1 нового «Вторжения похитителей тел» постановки Пола Шредера, Джона Карпентера, Дэвида Кроненберга (кстати, с Джеффом Голдблюмом в главной роли), Тоуба Хупера, Чака Рассела и других так и не увидели бы свет. Режиссёр преподал ценный урок того, как следует художественно переосмысливать целлулоидное наследие категории «B», покоряя публику более совершенным гримом, специальными эффектами, размахом декораций. Достаточно вспомнить по-настоящему жуткий фрагмент, когда Мэттью колеблется, не решаясь размозжить тяпкой кокон, прямо на глазах принимающий обличие его самого. И, конечно, впечатляет кульминация с отчаянным поступком Беннелла, в одиночку наносящего огромный урон захватчикам – уничтожающего плантацию («фабрику»). Впрочем, всё это лишь видится первым, поверхностным слоем замысла.

Вторжение похитителей тел / Invasion of the Body Snatchers (1978): кадр из фильма
Сигнал для захватчиков

Представляется очевидным, что сценариста У.Д. Рихтера (кстати, не раз обнаруживавшего пристрастие к эстетике старого кинематографа) и Кауфмана в первую очередь интересовала отнюдь не картина вторжения как такового. Речь переродившегося доктора Кибнера, партию которого не случайно доверили Леонарду Нимою, ассоциировавшемуся с образом мудрого и доброго инопланетянина Спока, не заставляет проникнуться симпатией к биологическому виду, всего-навсего приспосабливающемуся, дескать, к суровым условиям космоса. Создатели ленты используют (подобно, скажем, Михаилу Булгакову в повести «Роковые яйца» /1925/) экстраординарную ситуацию для скрупулёзного анализа реакции общества, демонстрирующего решимость справиться с возникшими трудностями или же, наоборот, расписывающегося в бессилии. Знаменательно, что одним из тех немногих, кто не теряет присутствия духа и оказывает сопротивление, становится сотрудник Министерства здравоохранения, по долгу службы обязанный заботиться о согражданах. Однако в общем и целом выводы неутешительны. Интеллектуалы вроде того же Дэвида, искушённого психиатра, принимают изменившуюся реальность, убеждая, что новый мир предпочтительнее привычного для нас, раздираемого войнами и социальными противоречиями, – и что отсутствие эмоций (неважно, негативных или позитивных) является благом. Да и рядовые, внешне ничем не примечательные бытовые зарисовки (санитарно-эпидемиологическая инспекция ресторана, вечеринка по поводу выхода книги писателя, конкурента Белличека, т.д.) наглядно показывают, насколько современный западный человек апатичен, раздражителен, замкнут в себе. Велики ли у людей шансы противостоять оккупантам, нацеленным на безграничный захват пространства и обладающим незаурядными способностями к самоорганизации?! Финальные кадры производят особо гнетущее впечатление по контрасту с маленькой (как выяснилось, не принёсшей много пользы, вовсе не исправившей плачевного положения вещей) победой храбреца над коварными похитителями тел – и лишают последней, и без того очень слабой надежды. Наверное, зрителям долго являлся в ночных кошмарах персонаж Дональда Сазерленда, подающий пронзительный звуковой сигнал о том, что распознал чужую.

.

__________
1 – При более солидном, чем у предшественника, бюджете в $3,5 млн. кассовые сборы составили $24,9 млн., прокатная плата – $11,1 млн.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Толстоевский А. Филипп Кауфман: против течения // Новости видео. – 1991, № 6 (13). – С. 3.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+