Вверх по лестнице, ведущей вниз / Up the Down Staircase (1967)
США.
Продолжительность 124 минуты.
Режиссёр Роберт Маллиган.
Автор сценария Тэд Мозел по роману Бел Кауфман.
Композитор Фред Карлин.
Оператор Джозеф Ф. Коффи (в титрах как Joseph Coffey).
Жанр: драма
Краткое содержание
Сильвия Барретт (Сэнди Деннис) получает место учителя английского языка в обычной средней школе. Несмотря на сравнительно небольшой преподавательский стаж и неприятно поразившие бюрократизированные порядки, она полна решимости донести до учеников всё то лучшее, что знает.
Также в ролях: Патрик Бедфорд (Пол Бэррингер), Эйлин Хекарт (Хенриетта Пастрофилд), Рут Уайт (Беатрис Шэктер), Джин Стейплтон (Сэди Финч), Соррелл Бук (доктор Бестер), в эпизоде Бад Корт (ученик, без указания в титрах), Бел Кауфман (без указания в титрах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 25.09.2013
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Высокие чины из Государственного департамента США лично одобрили участие этого фильма в конкурсе Московского международного кинофестиваля, надеясь опровергнуть утверждения советской пропаганды о том, что во всех американских школах сохраняется политика расовой сегрегации. Конечно, нельзя не признать, что во второй половине десятилетия, под давлением волны гражданских протестов, в значительной степени носивших ярко выраженную антирасистскую направленность, определённые сдвиги в данном отношении были и что инциденты, показанные, в частности, Роджером Корманом («Захватчик» /1962/), стали случаться реже1. Скажем больше: Роберт Маллиган, обратившийся к прославленному2 одноимённому роману Бел Кауфман (она выступила техническим консультантом и, кроме того, мелькнула в массовке), описывает примерно ту же ситуацию, что вслед за писателем Эваном Хантером обрисовал в «Школьных джунглях» /1955/ Ричард Брукс. И ведь в случае с мисс Барретт, настроенной, пожалуй, ещё более идеалистически, чем Ричард Дадье, накал криминальных страстей заметно ниже: не считая типичной проверки на прочность характера, к Сильвии «всего лишь» пристаёт старшеклассник, неправильно понявший мотивацию её поступков, а опасность подвергнуться нападению подростков на улице, о которой предупреждает опытная коллега, не претворяется в жизнь. Казалось бы, налицо несомненный прогресс. Вот только во всём первостепенном не изменилось ничего.
На ММКФ Сэнди Деннис, накануне получившую известность благодаря роли в отличной экранизации пьесы Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вулф?»3, заслуженно отметили наградой как лучшую актрису (правда, поровну с Грюнет Мольвиг в «Принцессе» /1966/), а буквально на следующем киносмотре одного из главных призов будет удостоена лента «Доживём до понедельника» /1968/. И даже поверхностное сравнение картин Маллигана и Станислава Ростоцкого, произведений честных и глубоко неравнодушных к судьбам конкретных людей, позволяет понять принципиальные различия между типичной – именно типичной, не элитарной – советской школой и типичной же школой американской (вообще западной). Понять различия и, кстати, оценить успехи, достигнутые отечественной педагогикой, в своё время преодолевшей куда более серьёзные трудности. Грубо говоря, наша лестница – не вела (хочется верить, что и пока не ведёт!) вниз, вынуждая пробиваться вверх, протискиваясь сквозь толпу, энтузиастов-одиночек… Но и не менее любопытно, что мисс Баррет и Илья Мельников в исполнении Вячеслава Тихонова являются единомышленниками – Учителями с большой буквы, твёрдо верящими в то, что их обязанности не ограничиваются предписаниями министерской программы (будь то краткое изложение сюжета диккенсовской «Повести о двух городах» или сухой рассказ о восстании на крейсере «Очаков»). Верящими в то, что цель – научить учеников мыслить самостоятельно и глубоко, диалектически, постигая жизнь в её непрерывной изменчивости, во всей сложности проявлений. Слова, услышанные Сильвией от благодарного старшеклассника, красноречиво свидетельствуют, что прилагаемые усилия не пропадают втуне.
.
__________
1 – Хотя тема всё равно возникает – как предмет обсуждения на уроке.
2 – Опубликованный в 1964-м издательством Barker Pub, он продержался в списке бестселлеров New York Times 64 недели!
3 – К слову, новая работа тоже вызвала резонанс, с результатом $6,25 млн. прокатной платы попав в число 20 коммерческих лидеров сезона.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий