Высокий блондин в чёрном ботинке / Le grand blond avec une chaussure noire (1972)

Высокий блондин в чёрном ботинке / Le grand blond avec une chaussure noire (1972): постер

Полнометражный фильм («Серебряный медведь» Западного Берлинского МКФ).

Другое название: «Высокий блондин в жёлтом ботинке» (вариант перевода названия), «Высокий блондин в чёрном ботинке» / «Высокий блондин в одном чёрном ботинке» / «The Tall Blond Man with One Black Shoe», «Следуйте за тем парнем в одном чёрном ботинке» / «Follow That Guy with the One Black Shoe» (международные англоязычные названия).

Франция.

Продолжительность 90 минут.

Режиссёр Ив Робер.

Авторы сценария Ив Робер, Франсис Вебер.

Композитор Владимир Косма.

Оператор Рене Мателен.

Жанр: комедия, детектив

Краткое содержание
Луи Мари Альфонс Тулуз (Жан Рошфор), полковник французской разведки, выводит на чистую воду собственного заместителя Бернара Милана (Бернар Блие), устроившего провокацию с расчётом подмочить репутацию патрона. Тулуз придумывает хитроумную «ловушку для кретинов», заставив амбициозного подопечного поверить в то, что некто Франсуа Перрен (Пьер Ришар), скрипач, является его глубоко законспирированным агентом.

Также в ролях: Мирей Дарк (Кристина), Колетт Кастель (Полетт), Жан Обе (Ботрель), Робер Кастель (Георгиу), Жан Содре (Пусе), Рожер Каччиа (месье Будар, Морис Баррьер (Шаперон), Жан Карме (Морис), Поль Ле Персон (Перраш), в эпизодах (без указания в титрах) Ив Робер (дирижёр), Жан Буиз (министр), Мишель Дюшоссуа (капитан Камбрай).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 16.07.2017

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Высокий блондин в чёрном ботинке / Le grand blond avec une chaussure noire (1972): кадр из фильма
Обманывает друга

Уже по тому, что лента не просто попала в конкурс одного из престижных мировых  киносмотров, Международного кинофестиваля в Западном Берлине, но и получила премию «Серебряный медведь», можно было заключить, что здесь – нерядовой случай. Сугубо развлекательные, жанровые произведения удостаиваются подобной чести крайне редко (другим ярким примером может служить «Фанфан-тюльпан» /1951/ Кристиана-Жака). Со временем стало тем более очевидно, что «Высокому блондину в чёрном ботинке», пользовавшемуся, разумеется, повышенным зрительским спросом1, суждено получить статус подлинно «культового» фильма, сыгравшего исключительную роль в карьере Пьера Ришара. Сколько бы образов он не воплощал впоследствии, за этим замечательным, стопроцентно французским комиком, похоже, навсегда закрепилось соответствующее прозвище…

Высокий блондин в чёрном ботинке / Le grand blond avec une chaussure noire (1972): кадр из фильма
Скрипач нужен

Пресловутый чёрный ботинок, который вынужденно, из-за глупой шутки друзей, напялил Франсуа Перрен во время возвращения в Париж, является, несомненно, колким выпадом в адрес неотразимого Джеймса Бонда, всегда одетого с иголочки – облачённого в безупречный английский костюм и дорогую отлакированную обувь. Насколько агент 007 легко и изящно, с неизменной иронической ухмылкой справлялся со сложнейшими миссиями, настолько нелепой кажется сама мысль о причастности нескладного скрипача, настоящего «человека рассеянного», вечно попадающего впросак и оказывающегося в смешных ситуациях, к опасным операциям разведки и контрразведки. Особенно если дело носит щекотливый характер и связано с закулисными интригами в рядах самих спецслужб – на почве карьерного роста и неукрощённых амбиций. Ришар, естественно, выше всяких похвал, извлекая комический эффект из каждой мелочи, случайно оказавшейся в руках (вроде липкой обёртки от жевательной резинки) или рядом, банально путающейся под ногами. Эпизод на концерте – вообще выше всяких похвал, обретая символически-обличительную направленность.

Высокий блондин в чёрном ботинке / Le grand blond avec une chaussure noire (1972): кадр из фильма
Знакомство с красавицей

Всё верно. Сценарист (и будущий режиссёр) Франсис Вебер не случайно дал ключевым персонам фамилии, звучащие, как названия известных городов, Тулуз и Милан, опасаясь в противном случае ненароком оскорбить подлинных, а не вымышленных шпионов. Один изысканный пролог, прозрачно намекающий (под музыкальный мотивчик, сочинённый Владимиром Косма) на характер шпионских игр, когда человеческие судьбы раскладываются, точно карты в пасьянсе, чего стоит! Наблюдения Вебера и Ива Робера2 не просто язвительны: в отличие от большинства аналогичных комедий, картина ещё и не грешит недостоверностью. Особенно точно чувствует режиссёрскую сверхзадачу Жан Рошфор, чей Луи Мари Альфонс с невозмутимым видом организует хитроумную «ловушку для кретинов».

.

__________
1 – На Родине авторов сеансы посетило 3,47 миллионов человек, и с ещё большим восторгом картину встретили радостные советские зрители.
2 – Один из лучших французских комедиографов, между прочим, уморительно исполнил эпизодическую роль дирижёра, не могущего совладать с непослушным оркестром.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+