Я, робот / I, Robot (2004)

Я, робот / I, Robot (2004): постерПолнометражный фильм.

США.

Продолжительность 115 минут.

Режиссёр Алекс Пройас.

Авторы сценария Джефф Винтер, Акива Голдсман по сюжету Джеффа Винтера, навеянному книгой Айзека Азимова.

Композитор Марко Белтрами.

Оператор Саймон Дагган.

Жанр: фильм действия, детектив, научная фантастика, триллер

Краткое содержание
Чикаго, 2035-й год. Детектив Дел Спунер (Уилл Смит), недолюбливающий роботов, которые стали неотъемлемой частью общества, прибывает в офис U.S. Robotics, или просто USR, для расследования обстоятельств гибели доктора Альфреда Лэннинга (Джеймс Кромвелл), выдающегося учёного и совладельца корпорации. Всё указывает на то, что имело место самоубийство, однако детектив подозревает неладное.

Также в ролях: Бриджет Мойнэхэн (доктор Сьюзан Кэлвин), Алан Тадайк (Сонни, озв.), Брюс Гринвуд (Лоуренс Робинсон), Чи МакБрайд (лейтенант Джон Бергин), Шайа ЛаБаф (Фарбер).

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 17.06.2014

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Я, робот / I, Robot (2004): кадр из фильма
Полон решимости

Ещё советский киновед Ромил Соболев, описывая причины сбоев в программе HAL 9000 (в кубриковском шедевре «2001: Космическая Одиссея» /1968/) и вспоминая в данной связи законы, придуманные оптимистом Айзеком Азимовым, не без грустной иронии отмечал, что бортовой суперкомпьютер «или не читал Азимова, или уже не является роботом»1. Кинодраматурги Джефф Винтер и Акива Голдсман пошли дальше, смоделировав обстановку, в которой предложенные выдающимся писателем-фантастом императивы положены в основу всей индустрии с того момента, как искусственный интеллект электронных существ усложнился до такой степени, что те стали демонстрировать проблески сознания. Не удивительно, что все (от сотрудников USR до коллег по службе и… его любящей бабушки) воспринимают Спунера белой вороной, обвиняя блюстителя закона не просто в предвзятом отношении – в необоснованной и смехотворной фобии, возникновение которой вообще-то не оправдывает несчастный случай, имевший место в далёком прошлом. Однако полицейский настойчиво, не боясь насмешек, продолжает двигаться в намеченном направлении – и, кажется, исключительно своими поступками (точнее, психологическим настроем) провоцирует ответные действия со стороны разумных «железяк».

Я, робот / I, Robot (2004): кадр из фильма
Грядет апокалипсис?

Можно понять разочарование многочисленных азимовских поклонников, надеявшихся, что наконец-то будет восстановлена справедливость по отношению к литературному наследию мэтра. Вместо этого Пройас (кстати, уже зарекомендовавший себя научно-фантастическими постановками, пусть и с уклоном в стихию мрачноватых кинофантазий), невзирая на футуристический антураж, выстраивает действие в соответствии с канонами классического детектива, а главное, ставит под сомнение2 безупречность самого философского остова. На поверку события будут развиваться по более общим (универсальным?) диалектическим законам, с неотвратимостью, рано или поздно приведя к возникновению революционной ситуации… Уилл Смит, безусловно, прилагает изрядные усилия в стремлении помочь режиссёру придать убедительность зрелищным моментам3 – и такие напряжённые фрагменты, как несанкционированный снос здания, погоня в тоннеле и кульминация запоминаются, как ни странно, не только сложными визуальными эффектами, но и точностью эмоциональных реакций. Особенно покоряет образ умного и неравнодушного робота по имени (с кодовым наименованием?) Сонни, великодушно наделённого создателем-доктором свободой воли – и упорно ищущего собственное предназначение. Тонкость замысла заключается в том, что такой безнадёжный ретроград, как Дел (это остроумно подчёркнуто в привязанности к архаичным вещам – вроде кедов, чудом сохранившихся с начала XXI столетия) в конечном итоге оказывается прозорливее убеждённых технократов, озабоченных тотальной роботизацией страны и мира. Не столько опыт сыщика, сколько умение прислушиваться к интуиции (свидетельством тому является проведённая параллель с небезызвестной сказкой о Гензеле и Гретель) служит залогом счастливого исхода, который приобретает даже мифологическо-религиозный оттенок.

.

__________
1 – Соболев Р. Голливуд. 60-е годы. – М.: Искусство, 1975. – С. 215.
2 – Не в пример Крису Коламбусу в сентиментальном и наивном «Двухсотлетнем человеке» /1999/.
3 – С этим-то как раз всё в порядке, и при бюджете $120 млн. общие кассовые сборы составили $347,2 млн.

Прим.: рецензия публикуется впервые


 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+