Ю-571 / U-571 (2000)

Ю-571 / U-571 (2000): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «У-571», «Подводная лодка Ю-571» / «Подводная лодка У-571» / «Подводная лодка U-571» (варианты перевода названия).

Франция, США.
Продолжительность 116 минут.

Режиссёр Джонатан Мостоу.

Авторы сценария Джонатан Мостоу, Сэм Монтгомери, Дэвид Эйер по сюжету Джонатана Мостоу.

Композитор Ричард Марвин.

Операторы Оливер Вуд.

Жанр: фильм действия, драма, триллер, военный фильм

Краткое содержание
Экипаж американской подводной лодки S-33 под командованием лейтенанта-коммандера Майка Дэлгрена (Билл Пэкстон) и его заместителя, лейтенанта Эндрю Тайлера (Мэттью МакКонахи), получает приказ срочно выйти в море со сверхсекретным заданием. Им предстоит под видом немецких подводников проникнуть на борт субмарины противника U-571, получившей повреждение в ходе боя, и добыть шифровальную машину «Энигма» с таблицами кодов.

Также в ролях: Харви Кейтель (старший помощник Генри Клауф), Джон Бон Джови (лейтенант Пит Эмметт), Дэвид Кит (майор Мэттью Кунан), Томас Кречманн (капитан-лейтенант Гюнтер Васснер), Джейк Уэбер (лейтенант Хирш), Джек Носуорти (матрос Билл Уэнтц), Том Гири (матрос Тер «Триггер» Фитцджеральд).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 08.08.2013

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Ю-571 / U-571 (2000): кадр из фильма
Миссия: выполнима

Джонатан Мостоу, помнится, ещё в начале карьеры обращался к судьбам тех, кто защищает Родину (правда, в авиации), причём в телефильме «Полёт «Чёрного ангела» /1991/ он также не довольствовался драматизацией трудовых будней пилотов стратегических бомбардировщиков, сделав упор на развёртывании сюжета в духе триллера. Если верить режиссёру-кинодраматургу, идея картины «Ю-571» родилась во время экскурсии по субмарине USS Pompanito, пришвартованной в Сан-Франциско, но авторы1 явно проделали серьёзную работу по изучению специфики службы моряков-подводников и сверхсекретных операций союзников в ходе так называемой Битвы за Атлантику. Вскоре после премьеры, как известно, последовал скандал с обвинением (озвученным в том числе самим Тони Блэром!) Голливуда в злостном искажении истории и искусственном возвеличивании соотечественников за счёт их братьев по оружию из Великобритании, которые внесли более существенную лепту во взлом кода «Энигм». А командир одной из немецких субмарин в интервью телевидению саркастически заметил, что достоверно отражено в ленте только то, что подводные лодки действительно находились в Северной Атлантике во Вторую мировую войну. Впрочем, разгоревшийся с новой силой извечный спор о праве художников (в данном случае – кинематографистов) на вольное обращение с исторической правдой, о допустимых границах отхода от фактов на поверку способствовали дополнительному зрительскому ажиотажу, позволившему компенсировать2 солидные производственные затраты.

Ю-571 / U-571 (2000): кадр из фильма
Лейтенант и старпом

На мой взгляд, «Ю-571» – не тот случай, когда следует ломать копья на идеологической почве, особенно если учесть, какие «выдающиеся» произведения зачастую клепаются (иначе не скажешь!) на материале подлинной трагедии века. Мостоу, конечно, не обходится без патриотического пафоса – но в конце концов нет ничего хорошего в ситуации, когда о роли подводников в эпохальной войне судят прежде всего по немецкой «Подводной лодке» /1981/ (к слову, действительно сильная работа!), а не по американским, английским и, кстати, советским и российским фильмам. Не думаю, что его можно уличить в намерениях радикально переписать историю – лишь в похвальном стремлении воздать по заслугам героям, внёсшим немаловажный вклад в разгром стран гитлеровской коалиции. Режиссёр демонстрирует неплохое искусство нагнетания саспенса, не столько нарушая, сколько расширяя сложившиеся традиции: матросы и офицеры (невзирая на возражения Тайлера, что «мы же не морская пехота») вынуждены выступить в качестве ударно-десантной группы и затем – спешно разбираться в системе управления вражеской боевой машиной. Море, как известно, не прощает ошибок – а уж в ситуации, когда и без того рискованная операция принимает совершенно неожиданный поворот, каждая ошибка экипажа и даже заминка в оценке обстановки с последующим принятием единственно верного решения может стоить жизни. Мэттью МакКонахи, не считающийся особо талантливым артистом, тем не менее убедителен в образе лейтенанта, получающего шанс проявить лучшие черты характера и постепенно – становящегося одним из тех, на чьей воле и мудрости держится флот. Специальные эффекты, позволившие проиллюстрировать самые острые и захватывающие моменты боя, безусловно, впечатляют3 – но на первом плане всё равно остаются личности, чьё чувство долга, бесстрашие, находчивость должны послужить зрителям достойным примером.

.

__________
1 – В написании сценария также приняли участие Сэм Монтгормери и дебютант Дэвид Эйер.
2 – При бюджете $62 млн. кассовые сборы составили $127,6 млн., из которых на национальный прокат пришлось $77,1 млн.
3 – Хотя премии «Оскар» удостоился лишь Джон Джонсон за лучший звуковой монтаж.

Прим.: рецензия публикуется впервые

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+