Забавные приключения Дика и Джейн / Fun with Dick and Jane (1977)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Забавное с Диком и Джейн» / «Смешное с Диком и Джейн» (варианты перевода названия).
США.
Продолжительность 95 минут.
Режиссёр Тед Котчефф.
Авторы сценария Дэвид Гайлер, Джерри Белсон, Мордехай Рихлер по сюжету Джеральда Гейзера.
Композитор Эрнест Голд.
Оператор Фред Дж. Конекэмп.
Жанр: комедия, криминальный фильм
Краткое содержание
Дик Харпер (Джордж Сигал), долгие годы трудившийся инженером в компании Taft Aerospace, получает расчёт в связи с сокращением заказов в рамках космической программы. Его благоверная Джейн (Джейн Фонда), разумеется, не в восторге от новости, но супруги не отчаиваются, веря, что трудности носят временный характер. Каково представителям среднего класса в шкуре безработных?..
Также в ролях: Эд МакМахон (Чарли Блэнчард), Дик Готье (доктор Уилл), Аллан Миллер (менеджер компании по выдаче кредитов), Хэнк Гарсиа (Рауль Эстебан), Джон Денер (отец Джейн), Мэри Джексон (мать Джейн), Фред Уиллард (Боб).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 04.09.2024
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Тед Котчефф, появившийся на свет в Торонто в семье иммигрантов из Болгарии (настоящая фамилия его родителей – Цочевы), достаточно быстро зарекомендовал себя на телевидении, в киноиндустрии и в театре. Мало того, молодой режиссёр с успехом набирался профессионального опыта – помимо родной страны – в Великобритании и даже в Австралии1. Успех «Ученичества Дадди Крэвица» /1974/, отмеченного «Золотым медведем» Берлинского международного кинофестиваля и пользовавшегося внушительным (по канадским меркам) зрительским спросом, не мог не заинтересовать руководство голливудских кинокомпаний. Любопытно, что к написанию сценария Тед привлёк Мордекая Рихлера (своего давнего единомышленника и друга, автора романа, послужившего основой для упомянутой выше трагикомедии), и при желании между двумя кинопроизведениями можно обнаружить кое-что общее. Мистеру Харперу, привыкшему к безбедному существованию, волей-неволей приходится начинать сначала, то есть в каком-то смысле – ощутить себя в шкуре новичка, почти такого же, как юноша Дадди (в исполнении Ричарда Дрейфуса), вынужденный подрабатывать официантом, однако мечтающий о поприще продюсера. Для цинично уволенного инженера средних лет такое положение кажется совершенно нестерпимым.
Было бы, наверное, ещё забавнее, если б образ Джейн воплотила Фэй Данауэй, но и Джейн Фонда составила с Джорджем Сигалом удачный тандем. Пародийные нотки в отношении фильма про легендарных Бонни и Клайда, вероятно, прочитывались даже публикой в СССР, где картина (в сезоне 1979-го) собрала аудиторию 22,1 млн. человек2. И в общем-то неважно, что вместо банков чета грабила круглосуточные магазинчики, фонд лицемерного евангелиста, учащего паству притягивать земное богатство, телефонную компанию… Вместе с тем американцы, конечно, лучше улавливали сатирические выпады авторов. Дело не только в узнавании конкретных ситуаций, в каких вынужденно оказывается Дик, выстаивающий очередь на бирже труда, принятый полицией в ходе рейда за нелегала и задержанный, наконец, лишившийся пособия из-за того, что выступил… артистом в опере. Вынесенные в заголовок имена супругов, а также стилизованные рисунки, служащие фоном для открывающих и финальных титров, стилизованы под иллюстрации книжной серии Зерны Шарп, ставшей в США практически базовым пособием по обучению школьников чтению. Здесь принципиально, что Дик и Джейн изначально задумывались в качестве идеальных представителей среднего класса – ядра капиталистического общества. Создатели ленты подвергают устоявшийся стереотип хлёсткому высмеиванию. Харперы, не желающие расставаться с высоким социальным и материально-имущественным статусом, приходят к «естественному» решению ступить на кривую стезю – силой забирать то, чего лишились по вине пресловутой невидимой руки рынка. Правда, развязка с изъятием из сейфа бывшего босса денег, предназначенных для взятки, кажется чересчур счастливой. С ветераном вьетнамской войны Джоном отчизна обойдётся куда суровее – и боевик «Рэмбо: Первая кровь» /1982/ заслуженно останется вершиной карьеры Котчеффа.
.
__________
1 – «Опасное пробуждение» /1971/, хорошо принятое в момент выхода (в том числе на Каннском МКФ), оказалось, по сути, заново открыто в XXI веке.
2 – За океаном успех, к слову, был сопоставимым: при бюджете $4,5 млн. прокатная плата составила $13,6-14 млн.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий