Загадка Эндхауза / Zagadka Endkhauza (1989)

Загадка Эндхауза / Zagadka Endkhauza (1989): постерПолнометражный фильм.

СССР.

Другие названия: «Загадка Эндхауза» / «Опасность дома на окраине» / «Peril at End House» (международное англоязычное название).

Продолжительность 102 минуты.

Режиссёр Вадим Дербенёв.

Автор сценария Вадим Дербенёв по роману Агаты Кристи.

Композитор Микаэл Таривердиев (премия «Ника»).

Оператор Леонид Калашников.

Жанр: криминальный фильм, детектив

Краткое содержание
Эркюль Пуаро (Анатолий Равикович), отдыхающий вместе со старым товарищем капитаном Артуром Гастингсом (Дмитрий Крылов) на курорте, становится свидетелем покушения на убийство мисс Ник Бакли (Виргиния Кельмелите, озв. Наталья Гурзо). Хозяйка Эндхауза — дома, расположенного на окраине города, не верит, что кто-то желает её смерти. Прославленному сыщику стоит изрядных усилий, чтобы убедить девушку принять меры предосторожности. А тем временем он приступает к расследованию.

Также в ролях: Илона Озола (Мэгги Бакли), Андрей Харитонов (Джордж Челенджер), Инара Слуцка (Фредерика Райс), Ольга Гаспарова (Фредерика Райс, озв.), Юозас Будрайтис (Чарльз Вайз), Павел Сиротин (инспектор Джепп), Ита Эвер (миссис Крофт), Антанас Жякас (мистер Крофт), Игнат Лейрер (озв. мистер Крофт), Петерис Вилкасте (Джим Лазарус), Георгий Жолудь (доктор Грэхем), Дарья Дербенёва (санитарка в клинике доктора Грэхема), в эпизоде Бронюс Жалюнас.

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 25.02.2016

Авторская оценка 5/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Загадка Эндхауза / Zagadka Endkhauza (1989): кадр из фильма
Знакомьтесь: Эркюль Пуаро

Вадим Дербенёв уже обращался – с успехом! – к прозе Агаты Кристи, экранизировав в 1983-м году роман «Карман, полный ржи» /1953/ (правда, фильм получил название «Тайна «Чёрных дроздов» и не был посвящён подвигам Эркюля Пуаро), да и в «Змеелове» /1985/, также понравившемся широкой публике, наличествовали детективные мотивы. Но «Загадкой Эндхауза» режиссёр-сценарист явно намеревался вызвать нерядовой (быть может, феноменальный) резонанс у соотечественников. Дело не только в стремлении добиться признания, не меньшего, чем снискал Игорь Масленников благодаря телевизионному циклу о Шерлоке Холмсе, как раз заставившему, надо полагать, взять за основу одно из тех произведений, где наряду с легендарным сыщиком действует капитан Гастингс1. По ряду моментов несложно заключить, что Дербенёв хорошо помнил о картине американца Сидни Люмета «Убийство в Восточном экспресс» /1977/, превознесённой во всём мире, в том числе – с некоторыми оговорками – у нас. Анатолий Равикович (выбор оказался, прямо скажем, смелым, если учесть, что артист плотно ассоциировался преимущественно с образом беспомощного интеллигента Хоботова из московской коммунальной квартиры) приложил весь свой неординарный талант, чтобы сделать характер Эркюля не просто ярким, колоритным, глубоким, но и во многом полемичным по отношению к образу, воплощённому Альбертом Финни. На мой взгляд, одно это оправдывает появление фильма – даже если не утверждать, что иноземного кумира удалось затмить. Однако в целом я бы не причислил ленту к заметным удачам.

Загадка Эндхауза / Zagadka Endkhauza (1989): кадр из фильма
Разгадает все загадки

Авторам «Загадки Эндхауза» не повезло в том смысле, что параллельно (премьера пилотного выпуска состоялась 8-го января 1989-го года) был запущен в производство замечательный британский телесериал «Пуаро Агаты Кристи», создатели которого, разумеется, не обойдут вниманием тот же самый роман2. Но и без напрашивающихся сравнений бросается в глаза определённая небрежность в работе художников-постановщиков, художников по костюмам, исполнителей, смутно, складывается впечатление, понимавших сверхзадачу. Действие первоисточника разворачивается в первой половине 1930-х (то есть в момент написания) – однако в кадре присутствуют автомобили как до-, так и послевоенного дизайна, а в номере отеля частный детектив смотрит по телевизору боевик про Джеймса Бонда. Бросающимся в глаза анахронизмам не даётся никакого объяснения, не говоря уже о художественном обосновании… И, наверное, ещё досаднее, что постановщик, решивший (думаю, вполне сознательно, поддавшись ветру «перестроечных» перемен) отойти от традиций советских адаптаций западной литературы и не напирать на острокритическую, изобличающую составляющую рассказа о нечестных помыслах представителей высшего света, всё-таки не смог предложить никакой оригинальной трактовки. Всё просто, всё однозначно, всё на поверхности. Не станем опускаться до голословных обвинений кинематографистов в том, что они не столько решали амбициозные эстетические задачи, сколько вознамерились совместить приятное с полезным, выбрав местом съёмок живописный курорт. Однако имевшимися, вполне приличными возможностями могли распорядиться, право, более достойно.

.

__________
1 – Впрочем, игра Дмитрия Крылова не идёт ни в какое сравнение с существованием на экране Виталия Соломина.
2 – Первый эпизод второго сезона, вышедший в эфир 7-го января 1990-го.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Лаврентьев Сергей. Запредел // Советский экран. – 1990, № 16. – С. 4-5.
Эрина Д. Эта загадочная леди Агата // Экран – детям. – 1991, № 05. – С. 10.
Звегинцева Ирина. Агата Кристи. Рыцарь пишущей машинки // Видео-Асс Премьер. – 1996, № 33. – С. 136.

Материалы о фильме (только тексты)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+