Замужем за мафией / Married to the Mob (1988)

Жмакин Сергей. Джонотан Дэмм: «Самое сложное – это найти сюжет» // Видео-Асс Экспресс. – 1992, № 10. – С. 23-26.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «ВИДЕО-АСС»

Джонотан Дэмм: «САМОЕ СЛОЖНОЕ – ЭТО НАЙТИ СЮЖЕТ»

Головокружительные погони, лихие трюки, туго закрученная пружина сюжета – большинство зрителей во всем мире именно благодаря этому смотрит американские фильмы. Поток кинопродукции США – это свыше 700 фильмов в год, но лишь немногие из них становятся событиями. И тем более редкость, когда несколько фильмов подряд одного и того же постановщика завоевывают симпатию зрителей. Так уж устроено заморское кинопроизводство, что о режиссере судят по предыдущей работе, и если фильм не получил сборов, продюсер не даст денег на следующую постановку. Джонотану

Дэмму удается работать без перерывов. В чем же причина его успеха? В том, пожалуй, что, не отвергая зрелищности, он основное внимание обращает на глубокую прорисовку персонажей, психологически разрабатывает каждую сцену. «Но самое сложное, – признается режиссер, – это найти интересный

23

сюжет». Сюжеты Д. Дэмму, как это часто бывает, подсказывает сама жизнь. Родившийся в 1944 году в Нью-Йорке в семье издателя Дэмм в возрасте 22 лет поступает на работу в отдел рекламы студии Юнайтед Артистс. До этого он успел поучиться в университете города Майами, где изучал ветеринарию, и отслужить в Военно-воздушных силах США. В период работы в Юнайтед Артистс судьба сводит его с Роджером Корменом, известнейшим продюсером и режиссером фильмов ужасов. В фирме Кормена Нью Уорлд Пикчерз в то время начинали работать многие ныне широко известные кинодеятели США, например, Ф. Ф. Коппола, П. Богданович. Кормен предлагает Дэмму работу пресс-атташе в своей фирме. Спустя более чем 20 лет, Дэмм снял Р. Кормена в эпизодической роли в своем фильме «Молчание ягнят».

Во время пребывания в Америке известного французского режиссера Франсуа Трюффо Джонотан сблизился с ним. Именно эта встреча, пожалуй, и вдохновила Дэмма на постановку первого фильма. Его дебют – фильм «Закованные в пепел» – был снят в 1974 году. Картина была неординарна хотя бы потому, что действие ее разворачивалось в женской тюрьме. Знаменитая в те годы Барбара Стил не «погнушалась» в ней сыграть одну из центральных ролей – роль смотрительницы.

Следующий фильм – «Безумная мама» – выходит уже через год. Дэмм рассказывает в нем

24

о судьбе трех поколений женщин на фоне целой серии преступлений, происходящих в Калифорнии и Арканзасе.

Проходит еще один год, и на экраны выходит третья лента – «Сражающийся безумец». И снова – захватывающее действие, снова – непредсказуемый поворот сюжета. Это – типичный фильм о мести. Простой парень, арендатор (в исполнении Питера Фонды), решает отомстить землевладельцу, пытающемуся отнять у него землю. В этой картине увлекает поединок характеров, противоположных жизненных позиций.

Продюсером первых трех фильмов выступил Роджер Кормен. А следующую картину – «Осторожно в обращении» – Дэмм ставит уже на собственные деньги.

Чисто человеческая разносторонняя талантливость Джонотана Дэмма не дает ему возможности ограничиться одним, хотя и увлекательным жанром.

Помимо работы в игровом кино, он снимает видеоклипы, документальные фильмы, сотрудничает с телевидением. Так, например, фильм «Перестань рассуждать разумно» – рассказывает о концерте группы «Токин Хэдс».

Исполнив небольшую роль в фильме английского режиссера Роланда Жоффе «Поля смерти», рассказывающего о кровавых преступлениях режима Пол Пота в Камбодже, Дэмм решает снять документальную ленту

25

«Плавание в Камбоджу».

А в 1986 году на экранах Европы и Америки появился фильм «Дикая штучка». Именно он принес Дэмму международное признание.

Молодой преуспевающий бизнесмен отправляется в увеселительную поездку со смазливой девчонкой, с которой только что познакомился. Она втягивает его в запутанную историю, перипетиям которой он противостоять не в силах. Фильм начинается как комедия, а затем переходит в жесткую мелодраму.

Новая работа режиссера – и новый шумный успех. Это фильм «Замужем за мафией». В качестве сюжета взята традиционная любовная история – «love story», решенная в жанре гангстерской комедии. Вдова, только что похоронившая своего мужа, известного мафиози, влюбляется в скромного и усердного агента ФБР. Режиссер вспоминает, что после первой читки сценария у него появилось желание во что бы то ни стало поставить фильм и тем самым обновить уже довольно избитый жанр. Он нашел историю женщины, боровшейся против всех и желающей побыстрей порвать со своим прошлым, не только достойной внимания, но и смешной. Самой трудной задачей было найти актрису на исполнение главной роли, ту актрису, в которую публика смогла бы влюбиться с первых же кадров. В конце концов выбор пал на Мишель Пфайффер, сыгравшую незадолго до этого одну из ролей в «Иствикских ведьмах».

«Снимая фильм, – рассказывал режиссер, – я ее боготворил, я не думал.что она будет такой великолепной». В то же время, работая с ее партнером Мэтью Модайном, Дэмм часто с ним ссорился. Модайн отклонил две версии сценария и лишь на третью согласился, правда, без особой охоты. Это не помешало ему проявить себя на съемках самым лучшим образом.

В 1991 году на экраны вышел фильм «Молчание ягнят». Это, на мой взгляд, один из лучших, когда-либо снятых триллеров. На протяжении двух часов экранное действие держит зрителей в напряжении, не давая возможности предсказать развитие сюжета. Он, надо сказать, очень необычен. Молодой сотруднице ФБР поручается расследование жестоких преступлений, совершаемых маньяком, сдирающим кожу со своих жертв. Чтобы выйти на верный след, она обращается за помощью к доктору Лектеру Каннибалу, известному психоаналитику, содержащемуся восемь лет в тюремной «клетке» за людоедство. В главной роли снялась Джоли Фостер, известная по фильмам «Обвиняемые» и «Таксист», ее шефа сыграл Скотт Гленн. Одну из своих лучших ролей, роль доктора-каннибала, исполнил Энтони Хопкинс («Магия»). Джонотану Дэмму удалось заставить публику испытать страх за судьбу героини, а в образе доктора Лектера воплотить абсолютное зло. Многое в фильме шокирует. Чего стоит сцена с полицейским, распятым на тюремной решетке, как бабочка!

Уолтер Хилл, автор многих нашумевших фильмов так охарактеризовал сущность Дж. Дэмма: «На мой взгляд он является наследником европейского кинематографа, мало кому из американских режиссеров удавалось так показать человеческие чувства».

Триллер, гангстерский фильм, мелодрама, комедия – все это Джонотан Дэмм уже попробовал. Мы можем только гадать, в каком жанре будет следующий его фильм, но я абсолютно уверен, что это будет потрясающе.

Сергей ЖМАКИН

26

Разлогов Кирилл. Стоит ли выпрямлять кривое зеркало? // Советский экран. – 1990, № 11. – С. 25.

Кирилл Разлогов

Стоит ли выпрямлять кривое зеркало?

1987–1988 годы в мировом кино характеризовались радикальной сменой вех. Лидерство постепенно переходило от детско-подростковых сказочно-легендарных кинокомиксов к кинематографу для сорокалетних: ретро-ностальгическим мелодрамам, драматическим комедиям, позволяющим бывшим бунтарям шестидесятых обрести мир с самими собой и почтить память своих некогда обруганных родителей.

Зарубежный репертуар наших кинотеатров первой половины года, основанный на картинах именно 1987–1988 годов, тем не менее в целом стоит в стороне от мирового кинопроцесса. И это не случайно. Лидеры мирового проката как были, так и остаются недоступными нам по ценам, и их можно посмотреть в лучшем случае во внеконкурсной программе московских международных кинофестивалей или на видео. Мы еще смеем надеяться, что в ближайшее время на экранах кинотеатров наконец-то появится «чемпион» более чем десятилетней давности – «Звездные войны», робко спрашиваем себя, как будет сочетаться с отечественным психозом «летающих тарелок» знаменитый «Инопланетянин». Вероятно, еще не скоро можно будет увидеть в советских кинотеатрах картину, ставшую в середине 80-х годов как бы оселком переориентации на старшее поколение, – «Назад в будущее» Роберта Земекиса.

Более близкими к нынешним реалиям оказываются работы кинематографистов стран Восточной Европы. На экраны вышла четвертая картина польского режиссера Юлиуша Махульского – «Кинг Сайз». Махульскому вообще больше других повезло с нашим прокатом. Все его фильмы, начиная с памятного дебюта «Ва-банк», известны советским зрителям (есть вероятность, что будет выпущена и полная «Секс-миссия», имевшая до сих пор кастрированную форму «Новых амазонок»). Но все мы, к сожалению, могли воочию наблюдать истощение комедийного дарования режиссера, даже кризис его стилизаторского таланта. «Кинг Сайз» – еще одно тому подтверждение, хотя в нем есть и забавные комические эпизоды.

Но главное в фильме не это. На самом деле «Кинг Сайз», как и «Секс-миссия», – сатирическая политическая притча, история уменьшенных до нескольких сантиметров людей, живущих в библиотечных ящиках и лишь под воздействием божественного эликсира способных увеличиваться до нормальных размеров человеческого роста и выходить в настоящий мир. «Кинг Сайз» для всех («Кинг Сайз» – то есть королевский размер, в переводе с английского одновременно означает и общепринятый размер, стандарт) становится лозунгом эмансипации, провозглашением права каждого на вхождение в цивилизованное сообщество по пути в объединенную Европу, о необходимости которого так убедительно говорят фильмы соотечественника Махульского Кшиштофа Занусси. Появление «Кинг Сайза» на экране предшествовало недавним событиям в Восточной Европе. Посмотрим, как Махульский отреагирует на новые проблемы, связанные со всеобщим «Кинг Сайзом».

Столь же верным себе остается известный венгерский режиссер Иштван Сабо, продолжающий своим «Хануссеном» нелегкие размышления о судьбе творческой личности в монолитном и страшном мире тоталитаризма.

А что же Запад? Киноведы (но не зрители) помнят, как на рубеже 60–70-х годов взлетела и быстро потускнела звезда Роберта Альтмана, одного из самых ярких выразителей нового постмодернистского мироощущения. В фарватере его славы шел тогда Алан Рудольф, каллиграф калифорнийского образца, яркое свидетельство чему и одна из его последних работ – фильм «Модернисты». Кит Каррадайн, Джон Лоун, Джеральдина Чаплин с изяществом разыгрывают эпизоды из жизни творческой богемы, столь похожей и столь не похожей на нынешнюю голливудскую толпу, которую советские зрители узнали по теледемонстрациям церемоний присуждения премий Американской киноакадемии.

В традиционном, безалаберно легком стиле решена пародия на один из ведущих жанров американского массового кино – гангстерский фильм – лента Джонатана Демми «Замужем за мафией». Режиссер дал возможность показать свое дарование звезде номер один современного Голливуда Мишель Пфайфер. Эта работа свидетельствует о том, что принцип периодических самоповторов может привести не только к кризису искусства, но и зачастую способствует оттачиванию мастерства.

Ну а рядом, как и водится, оказываются «Отпетые мошенники» – образец десятисортной американской продукции, которая продолжает неумолимое наступление на наши экраны.

Кинолидеры Западной Европы, боюсь, могут пройти у нас и вовсе не замеченными. Изящная притча Эрика Ромера «Друг моей подруги» – современный вариант средневековых моралите – иллюстрирует пословицу: друзья моих друзей – мои друзья. Эта история любовных кви-про-кво с неожиданным хзппи-эндом могла появиться только в стране Мариво и «Правил игры» Жана Ренуара, наследником которых можно считать и Ромера. Как и его «Зеленый луч» (Гран-при венецианского кинофестиваля и неожиданный гость наших экранов), «Друг моей подруги» рискует пройти мимо ожиданий всех – прокатчиков, директоров кинотеатров и зрителей, а между тем это, по сути, самая знаменитая картина обозреваемого репертуара.

По сравнению с ней все прочие французские фильмы, выпущенные на экраны в последнее время, – «Мой друг – предатель» Хозе Джованни, «Тандем» Патриса Леконта с блестящим актерским дуэтом Жана Рошфора и Жерара Жюньо. «Налево от лифта» ветерана Эдуарда Молинаро с вечным Пьером Ришаром, психологическая драма «Под принуждением» Сержа Леруа – лишь разные свидетельства кризиса этой некогда великой национальной киношколы.

Ну и под занавес нельзя не упомянуть многостороннюю межевропейскую копродукцию – фильм «Имя Розы» – экранизацию одноименного суперинтеллектуального романа итальянского семиолога Умберто Эко, профессионально поставленную Жан-Жаком Анно. В качестве исторического курьеза не могу отказать себе в удовольствии процитировать официальную прокатную аннотацию к этой картине: «Действие происходит в 1327 году в уединенном монастыре на севере Италии. В фильме разоблачается мракобесие служителей церкви, не останавливающихся перед убийством ради защиты религиозных догматов». Хотя фильм заметно уступает по культурологической насыщенности литературному первоисточнику, такая упрощенная его трактовка если что и иллюстрирует, то трагический разрыв отечественного самосознания, которое на взлете православного ренессанса интерпретирует западноевропейское свободомыслие исключительно в духе «Краткого курса».

25

Владимиров А. Мишель Пфайфер // Экран. – 1990, № 16. – С. 16-17.

Портретная галерея «СЭ»

Мишель Пфайфер

Она не новичок в кино, ибо дебютировала еще в 1979 году.

Стремление стать актрисой приводит ее на театральные курсы, а оттуда на телевидение, где она выступает в комедии Ивана Рейтера «Дом в дельте» и одновременно снимается в двух картинах, о которых предпочитает не вспоминать.

Однако яркая внешность и несомненный комедийный дар Мишель были замечены в римейке «Лицо со шрамом» Брайана Де Пальма, а настоящий успех к Мишель пришел в 1987 году с картиной «Истаукские ведьмы», где ее партнером был суперзвезда Джек Николсон.

В том же 1987 году она снимается в известном советскому зрителю фильме Джона Демма «Замужем за мафией». «Роскошная», по прежним картинам, блондинка Мишель Пфайфер в этом фильме меня-

16

ет цвет волос, ищет и находит специфическую находку, манеру разговаривать. Перед зрителем – типичная «птичка» из той мафиозной среды, в которой вращается ее Анджелла. Этому способствуют и яркий грим, броская одежда, бижутерия. «Я обожаю переодеваться, – рассказывает она, – тем самым разрушая сложившееся у зрителя представление обо мне. Этот фильм окончательно раскрепостил меня».

Поверив в свои силы, она не без страха соглашается на роль г-жи Турвель в «Опасных связях» Стефана Фрирса, по знаменитому роману Шарля де Лакло. «Я сказала «да», хотя не была уверена в своих силах. Для меня эта роль была своего рода тестом»», – говорит Мишель Пфайфер. О том, что она добилась хорошего результата, свидетельствует номинация на «Оскара» за лучшую роль второго плана.

В 1989 году Мишель приглашается режиссером Стивеном Кловесом на главную роль в картине «Сьюзи и парни Бекер».

Играя в этом фильме певицу, Пфайфер отказалась от дублерши. Много занималась с учителем пения и добилась, как свидетельствует американская пресса, прекрасного результата. Хотя то, что она поет, весьма отличается от любимых ритмов рок-н-ролла, на которых Мишель была воспитана.

Последний фильм Мишель Пфайфер – «Русский дом», по роману Джона Ле Карре. Она играет русскую женщину Марию, которая всеми правдами и неправдами старается переправить на Запад в достославные времена застоя рукопись своего любимого человека.

Словом, Мишель Пфайфер сегодня явно теснит других «звезд» на голливудском небосклоне.

А. ВЛАДИМИРОВ

По материалам «Рremiere»

17

Голливудские сплетни // Видео-Асс Экспресс. – 1992, № 8. – С. 26-27.

ГОЛЛИВУДСКИЕ СПЛЕТНИ

Приукрашенная Пфайффер

Кто не млел от восторга, глядя на фотографию неотразимой Мишель Пфайффер? Неоспоримая красота героини фильма «Замужем за мафией» вызвала, с одной стороны, появление целой армии поклонников среди мужчин и, с другой стороны, жгучую ревность со стороны многих женщин. Так вот, дорогие дамы, успокойтесь, изумительные фотографии кинозвезды являются не чем иным, как результатом тщательной лабораторной работы специалистов. Журнал «Харпер» опубликовал счет на полторы тысячи долларов, направленный в редакцию фоторетушером Дайаной Скотт, которой было поручено «сделать» Мишель еще более соблазнительной для следующего номера журнала.

В задачу специалистки входило: смягчение цвета кожи лица и улыбки, устранение двойного подбородка и добавление густоты волос на голове.

30 лет – не помеха

Уже почти в течение года Чак Норрис и манекенщица Моника Холл неразлучны. Они доказали это еще раз во время вечера, организованного в честь одного из последних «гигантов» – американского кинорежиссера Стенли Крамера. Несмотря на солидную разницу в возрасте (30 лет), влюбленные испытывают настоящее блаженство, о чем с легкостью можно узнать по их счастливым лицам. Бывший чем-

26

пион по каратэ встретил Монику, когда она еще была школьницей. С тех пор они не расстаются. Интересно, что же об этом думает Дайана Холечек, законная жена Чака?

Любимцы секретарш

В США состоялся ежегодный праздник секретарш. Несомненно, представительницы этой не легкой профессии заслужили это по праву. Как и в прошлые годы, среди них был проведен опрос с целью выяснения, с кем из известных актеров они согласились бы работать сверхурочно, вплоть до поздней ночи. В результате первое место занял безусловно самый популярный в этом году мужчина в Америке Кевин Костнер, собравший 25 процентов голосов. За ним следуют Мел Гибсон (22%) и Ричард Гир (13%).

27

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+