Затерянный в Сибири / Zateryannyy v Sibiri / Lost in Siberia (1991)

Затерянный в Сибири / Zateryannyy v Sibiri / Lost in Siberia (1991): постерПолнометражный фильм (номинация на «Золотой глобус»).

СССР, Великобритания.

Продолжительность 140 минут.

Режиссёр Александр Митта.

Авторы сценария Юрий Коротков, Джеймс Брабазон, Валерий Фрид.

Композитор Леонид Десятников.

Оператор Владимир Шевцик.

Жанр: драма, мелодрама

Краткое содержание
Британский археолог Эндрю Миллер (Энтони Эндрюс), ведущий раскопки в Иране, оказывается, будучи принят советской разведкой за американского, немецкого и английского шпиона, похищен и вывезен в Москву. Там его, несмотря на то, что ошибка становится очевидной, принуждают оговорить себя — и отправляют отбывать срок в один из сибирских исправительно-трудовых лагерей, входящий в систему ГУЛага. Миллеру придётся тяжело.

Также в ролях: Елена Майорова (Анна Ильинична, доктор), Владимир Ильин (Виктор Иванович Малахов), Ирина Михайлова (Лилька), Евгений Миронов (Володя Миронов), Валентин Гафт (Берия), Алексей Жарков (Никола, вор), Наталья Гундарева (Фаина), Зиновий Гердт (Левензон), Иван Бортник (муж Фаины), Николай Пастухов (дядя Миша), Михаил Жигалов (главарь сук), Гарик Сукачёв (урка), Альберт Филозов (отец Лильки), Арнис Лицитис (следователь НКВД), Леонид Тимцуник (Чилита, вор), Александр Буреев, Пётр Зайченко (переговорщик), Любовь Соколова (тётя Клава), Юрий Шерстнёв (медбрат в лагере), Николай Шагрни (Шах), Вячеслав Ильин (Клоп), Юрий Соколов, Сергей Бадичкин, Николай Прокопович, Вячеслав Теплов, Игорь Косухин.

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 10.12.2015

Авторская оценка 1/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Затерянный в Сибири / Zateryannyy v Sibiri / Lost in Siberia (1991): кадр из фильма
Простой советский заключённый

В начале автобиографической книги «Кино между раем и адом» /2010/ Александр Митта (настоящая фамилия – Рабинович) приводит душещипательную историю о том, какими надеждами был одарен Голливудом в свете новости о выдвижении «Затерянного в Сибири» на «Золотой глобус», как дельцы хвалили фильм и новые замыслы – и как обманули: «И вдруг все они отвернулись и ушли. А я упал на землю». Какие нехорошие буржуины! Обвели вокруг пальца, не дали обещанных бочки варенья и корзины печенья, не оценили врождённого таланта… Оставим на совести режиссёра «скромные» высказывания в том духе, что он тридцать лет жил в кинематографе «тихой рабочей жизнью»1 («…и вдруг надо мной блеснула молния успеха»), тем более что Александр сделал правильный вывод из неудачи – и занял непыльное местечко преподавателя в киношколе Гамбургского университета. Интереснее остановиться на самом кинопроизведении, являющемся ценным историческим документом.

Затерянный в Сибири / Zateryannyy v Sibiri / Lost in Siberia (1991): кадр из фильма
Бедная Лилька

«Историческим документом» не в том смысле, что с документальной, чуть ли не научной точностью живописует ужасы ГУЛага и всей сталинской эпохи в придачу. О том, что подразумевается под дежурной фразой в титрах про взятый за основу подлинный случай, написал (в своих «Записках лагерного придурка» /1996/) сценарист Валерий Фрид. Прототипом Миллера послужил некто Сурин, начальник вентиляции комбината «Интауголь», которого «чекисты привезли из Болгарии, куда он попал в потоке белой эмиграции». Оставим за скобками вопрос, насколько соответствует действительности сама история про отбывание человеком срока из-за нелепой ошибки следователей: при ближайшем рассмотрении – при открытии доступа к материалам того или иного уголовного дела – такие «факты» зачастую оборачиваются дешёвыми россказнями. Отметим принципиальные изменения, внесённые авторами. Безвинно пострадавший (как и все, добавил бы Глеб Жеглов) зэк выведен англичанином, и не шпионом вовсе, налаживавшим полезные контакты с шахом, а мирным учёным, интеллигентом и гуманистом. Тем самым сюжет приобретает международный размах (читай – способен заинтересовать зрителей Запада, особенно Великобритании, призванных эмоционально «болеть» за соотечественника), позволяет показать разницу между цивилизованной Европой и убогой, немытой, варварской Россией во всей красе. Международный размах и… беспросветную глупость. Кстати, коммерческого резонанса закономерно не последовало, потраченные $7 млн. (если озвученная сумма не завышена) списали в убыток, а карьеры продюсеров Бенджамина Брэмса, Александра Муди и Кристофера Гэвора, вообразивших, что открыли золотую жилу совместных с поздним СССР кинопроектов2, мало у кого вызовут зависть.

Затерянный в Сибири / Zateryannyy v Sibiri / Lost in Siberia (1991): кадр из фильма
В Сибири всегда мороз

Дело не в обращении к ранее «запретной» теме, – дело в отношении к материалу, в заведомой уверенности, что теперь всё дозволено и, мало того, поощряются самые дерзкие выходки. Мол, чем гаже – тем лучше. Киновед Сергей Кудрявцев вспоминал, как на кинопробах ленты «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» /1976/ Митта в бешенстве кричал на ассистентов, приведших несовершеннолетнюю актрису, которую предстояло снимать обнажённой, что его «посадят за малолетку». А теперь – никаких проблем! Кинематографист, вроде бы знающий о нашей культуре не понаслышке, вроде бы имевший возможность всё изучить, убедителен не более, чем какие-нибудь Уорис Хуссейн и Роджер Янг, если вспомнить их пропагандистские телефильмы «Побег изо льдов» /1982/ и «ГУЛаг» /1985/. Персонажи (арестанты, сотрудники администрации лагеря, жители расположенных по соседству населённых пунктов и т.д.) сплошь производят впечатление дебиловатых садистов, оскотинившихся уродов, вырожденцев, ни во что не ставящих жизнь конкретного индивида. Одна тотальная война воров и сук! И как только такой жалкий, негодный народец победил высококультурных европейцев, нёсших свободу от рабства?! Завалили трупами, не иначе. Разумеется, занятые розыском беглого заключённого не подумают жалеть чувства девочки, у которой только что скончался отец, а её саму, тяжелобольную, позже отправят в морг «доходить». И маются все по надуманным поводам: этого похитили по недомыслию, боевого офицера упрятали за «половые извращения» (любовь к немке), даже военнопленные японцы, бегающие на морозе, и те – безвинные жертвы сталинизма. Усилия талантливых актёров, пытающихся хоть как-то оживить мёртвые схемы, показать неоднозначность характеров, большей частью выглядят нелепым самолюбованием, изображает ли Зиновий Гердт престарелого «узника совести», пересказывающего на фене перипетии шекспировского «Гамлета», – или Валентин Гафт пыжится передать «демонизм» Лаврентия Павловича, всесильного, но бессильного (перед просвещённой заграницей). Тут мы, собственно, и подошли к главному. В закадровом монологе мистер Миллер сообщает, что хочет рассказать обо всём миру, дабы этого никогда не повторилось. Но… всё познаётся в сравнении – и не забыл бы затерянный в Сибири археолог попутно поведать про концентрационные лагеря и исправительные учреждения (количество, условия содержания осужденных, в том числе осужденных несправедливо, смертность и т.д.) родной Великобритании, Соединённых Штатов, Японии и далее по списку. Как расположенных на собственной территории, так и в организовывавшихся державами в других точках планеты.

.

__________
1 – Как будто, например, триумф «Экипажа» /1979/ – явление рядовое и ничем не примечательное.
2 – Другим плодом совместного творчества стал «Цареубийца» /1991/ Карена Шахназарова, тоже с английским актёром – Малкольмом МакДауэллом.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Горцев Никита. Адрес ада – Сибирь // Видео-Асс Экспресс. – 1993, № 16. – С. 56.
Дондурей Д. Бешеные деньги // Искусство кино. – 1991, № 1. – С. 59-61.
Сагалова Виктория. Человек и ГУЛАГ // Видео-Асс Премьер. – 1993, № 10. – С. 11, 14.
Московская Лиля. Лилька // Экран – детям. – 1991, № 5. – С. 9.
Горячев О. Из ГУЛАГа с любовью // Экран. – 1992, № 4. – С. 12.

Материалы о фильме (только тексты) 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+