Зелёная миля / The Green Mile (1999)
Полнометражный фильм (номинация на «Оскар»).
Другие названия: «Зелёная миля» Стивена Кинга» / «Stephen King’s The Green Mile» (полное название).
США.
Продолжительность 189 минут.
Режиссёр Фрэнк Дарабонт.
Авторы сценария Фрэнк Дарабонт (номинация на «Оскар») по роману Стивена Кинга.
Композитор Тома Ньюман.
Оператор Дэвид Таттерсолл.
Также на «Оскар» номинировались Роберт Дж. Литт, Эллиот Тайсон, Майкл Хербик, Вилли Д. Бёртон (звук).
Жанр: криминальный фильм, драма, кинофантазия, детектив
Краткое содержание
В 1935-м году, в разгар «Великой Депрессии», Пол Эджкомб (Том Хэнкс) возглавлял блок «Е» расположенной в штате Луизианы федеральной тюрьмы, в котором содержались приговорённые к смертной казни на электрическом стуле. К ним поступает темнокожий Джон Коффи (Майкл Кларк Данкан, номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»), осуждённый судом присяжных за изнасилование и убийство двух маленьких девочек. Однако чем дальше, тем больше Пол убеждается в наличии у заключённого уникального дара исцелять живые существа, уже не сомневаясь в том, что произошла роковая ошибка…
Также в ролях: Дэвид Морс (Брут «Зверюга» Хоуэлл), Бонни Хант (Джейнис Эджкомб), Джеймс Кромвелл (Хол Мурс), Майкл Джетер (Эдуард Делакруа), Грэм Грин (Арлен Биттербак), Даг Хатчисон (Перси Уэтмор), Сэм Рокуэлл (Уильям Уортон по прозвищу Дикий Билл), Барри Пеппер (Дин Стэнтон), Джеффри ДеМанн (Гарри Тервиллигер), Патрисия Кларксон (Мелинда Мурс), Билл МакКинниruen (Джек Ван Хэй), Гарри Дин Стэнтон (Ту-Ту), Даббс Грир (Пол Эджкомб в старости), Ив Брентruen (Элейн Коннелли), Уильям Сэдлер (Клаус Деттерик), Пола Малкомсон (Маджори Деттерик), Гэри Синиз (адвокат Бёрт Хаммерсмит).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 12.02.2022
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Зелёная миля – метафора пути, который преодолевает человек непосредственно перед уходом в иной мир. Так надзиратели окрестили проход по коридору с полом соответствующего цвета, ведущему в помещение с электрическим стулом, куда надзирателям блока «Е» приходится периодически сопровождать заключённых для приведения в исполнение смертного приговора.
Таким образом, уже в названии заявлена основная проблематика произведения. Спустя пять лет после триумфа «Побега из Шоушенка» /1994/, исполнитель главной роли в котором, к тому же, осуществил постановку собственной тюремной драмы1, Фрэнк Дэрабонт вновь обратился к творчеству знаменитого Стивена Кинга. В итоге фильм, основанный уже не на рассказе, а на романе с продолжениями, изданном в 1996-м, получился не то чтобы полемичным по отношению к предыдущей работе режиссёра-сценариста, а – знакомящим с несколько иным вариантом развёртывания событий в схожих условиях. Причём авторы, добившиеся, в отличие от того же Тима Роббинса, безусловного признания со стороны публики2, сумели избежать опасности повторить многажды сказанное (и периодически пересказываемое) предшественниками. Эджкомб, блестяще сыгранный (буквально очеловеченный, наделённый яркими, живыми характеристиками) Томом Хэнксом, точно не соответствует расхожим представлениям о типаже тюремного надзирателя, который, оставаясь профессионалом порученного дела, в то же время не чужд проявлениям сострадания и добра, а главное, готов рискнуть всем ради истины и справедливости. И уж совершенно непредсказуема личность здоровяка Коффи, поначалу производящего впечатление умственно неполноценного, который заставляет усомниться в своей виновности задолго до того, как раскрывается тайна изуверского убийства…
Присутствие столь экстраординарной личности, умеющей мыслями и поступками озарить (в том числе в буквальном смысле!) мрачный тюремный антураж, придаёт повествованию с заранее известной развязкой – в виде непереносимо долгого прохода по «зелёной миле» – неожиданное звучание. Дарабонт, надо полагать, добивался именно такого результата – чтобы зритель, всё сильнее втягивающийся, забывая о времени, в неспешное развитие сюжета, в котором забавные и трогательные зарисовки (например, с умным мышонком мистером Джинглсом) сменяются драматичными, испытал в финале катарсис. Излюбленный кинговский мотив сверхъестественных способностей, сокрытых в человеке, которые, заметим, очень красиво продемонстрированы при помощи визуальных эффектов, не кажется чужеродным – не вступает в диссонанс со строгой реалистической манерой, с точной реконструкцией реалий быта тяжёлого периода Великой Депрессии. Вместе с тем усилиями кинематографистов частная и по формальным признакам – невероятная (фантастическая) история приобретает символически-обобщённый характер, как в притче. Извечный конфликт между законами писанным и неписанным достигает кульминации ближе к финалу, когда Пол, идеальный сотрудник пенитенциарной системы, признаётся Джону, что не сможет в судный день объяснить Господу, почему позволил уничтожить одно из подлинных чудес Его: ссылки на должностные инструкции прозвучат не слишком убедительно. Более того, экранные перипетии далеко не случайно вызывают ассоциации со схожими инцидентами (казнь Сократа, распятие Иисуса Христа, инициалами которого беллетрист Стивен наделил персонажа, сожжение на костре Томаса Мора), навеки оставшимися в Истории.
.
__________
1 – Иронической цитатой из неё воспринимается пролог, когда Перси, привёзший Коффи, саркастично кричит на всю округу: «Мертвец идёт».
2 – «Зелёная миля», обошедшая в $60 млн., принесла $286,8 млн., оказавшись самой кассовой (и первой – преодолевшей рубеж $100 млн. в национальном прокате) экранизацией произведений беллетриста.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art (публикуется с дополнениями)
Добавить комментарий