Землетрясение / Earthquake (1974)
Полнометражный фильм.
США.
Продолжительность 123 минуты (версия для телевидения – 160 минут, версия, показанная в Онтарио, – 121 минута, DVD-версия – 116 минут).
Режиссёр Марк Робсон.
Авторы сценария Джордж Фокс, Марио Пьюзо.
Композитор Джон Уильямс (номинация на «Золотой глобус»).
Оператор Филип Х. Лэтроп (номинация на «Оскар»).
Премии «Оскар» получили: Рональд Пирс, Мелвин М. Меткалф-ст. (звук), Фрэнк Брендел, Глен Робинсон, Альберт Уайтлок (визуальные эффекты).
На «Оскар» также номинировались: Александр Голитцен, Э. Престон Эймс, Фрэнк Р. МакКелви (художники-постановщики), Дороти Спенсер (монтаж).
Жанр: фильм действия, драма, триллер
Краткое содержание
Преуспевающий архитектор Стюарт Грэфф (Чарлтон Хестон), всё сильнее склоняющийся к мысли покинуть нелюбимую жену Реми (Ава Гарднер), пытающуюся удержать мужа не самыми достойными методами, ради Дениз Маршалл (Женевьев Бюжо) — молодой вдовы и матери-одиночки. Полицейский Лью Слейд (Джордж Кеннеди), не приемлющий компромиссов и накануне — несправедливо получивший взыскание на службе. Трюкач Майлс Куэйд (Ричард Раундтри), готовящийся покорить новым смертельным номером на мотоцикле импресарио из Лас-Вегаса… Судьбы этих и многих других жителей Лос-Анджелеса пересекаются в трагический момент разрушительного землетрясения, обрушившегося на многомиллионный город.
Также в ролях: Лорн Грин (Ройс), Марджори Гортнер (Джоди), Барри Салливан (Стокл), Ллойд Нолан (доктор Вэнс), Виктория Принсипал (Роза), Уолтер Маттау (пьяница, в титрах как Walter Matuschanskayasky), Педро Армендарис-мл. (Чавес)
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 18.09.2016
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Марио Пьюзо ещё летом 1972-го года, наслаждаясь триумфом своего небезызвестного романа «Крёстный отец» и его блистательной экранизации, написал первую версию сценария, которую затем доработал дебютант (он тогда получил некоторую известность журнальными публикациями) Джордж Фокс. И, невзирая на жанрово-тематические различия, фильмы действительно опираются на схожий драматургический принцип, являя собой пример романного мышления кинематографистов, не вырождающегося, к счастью, до схематичности «мыльной оперы». Зрители успевают (вопреки сокращению готовой ленты почти на полчаса в процессе дополнительного монтажа) не просто познакомиться с многочисленными персонажами, но и в немалой степени – постичь личную драму каждого, узнать о лелеемых надеждах, испытываемых разочарованиях, тщательно оберегаемых иллюзиях…
На мой взгляд, данный аспект произведения принципиален – и во всяком случае не менее значим, чем зрелищная составляющая. Ирония судьбы проявилась в том, что «Землетрясению» пришлось состязаться за признание широкой аудитории с другим фильмом катастроф, «Ад в поднебесье» /1974/. Причём, хотя студия Universal Pictures выделила гораздо более скромный бюджет ($7 млн.), чем объединившиеся конкуренты, лента кажется куда масштабнее и шире по охвату. Собственно, развёрнутый эпизод в многоэтажном офисе, когда сотрудники крупной строительной фирмы, включая топ-менеджмент, лихорадочно спасают собственные жизни1, стоит двух с половиной часов опуса Джона Гиллермина, повествующего о пожаре в небоскрёбе. И ещё сильнее впечатляют картины разгула стихийного бедствия: складывающихся, точно карточные домики, зданий, обрывающихся высоковольтных линий электропередачи, наконец, разрушающейся дамбы и неизбежного затопления низинной части мегаполиса. Фрэнк Брендел, Глен Робинсон и Альберт Уайтлок, совместившие традиционную технику построения миниатюрных копий декораций с рядом новаторских решений (в частности, метод «Вибрирующая гора», создающий мощную иллюзию землетрясения), по праву получили специальную награду Американской киноакадемии за визуальные эффекты. Ещё одной премией «Оскар» были отмечены звукорежиссёры Рональд Пирс и Мелвин М. Меткалф-ст., чьи находки усилила система Sensurround, генерировавшая низкочастотные колебания звуковых волн в кинозале, которой в 1970-е стали (правда, вскоре отказавшись от этой затеи) оснащать кинотеатры.
И всё-таки техническая сторона, повторимся, не затмевает человека, не делает людей беспомощными, точно марионетки, жертвами катаклизма. Марк Робсон, представляющий поколение «профессионалов» 1950-х, позволяет раскрыть талант «звёздам» (включая Уолтера Маттау, воплотившего колоритный, почти трагикомический образ вечно нетрезвого завсегдатая бара), демонстрирующим, как может проявить себя характер в экстремальной ситуации. Кто-то по-мещански спасает собственную шкуру, в ком-то (например, в продавце из супермаркета Джоди Джоэде, по совместительству – резервисте национальной гвардии) просыпаются самые отвратительные стороны натуры. Но авторы последовательно отстаивают гуманистический взгляд на нашу природу, убедительно доказывая, что в большинстве своём люди остаются людьми и готовы к беззаветному подвигу даже при капитализме, вопреки навязываемым установкам в том духе, что человек человеку – волк. «Землетрясение» пользовалось солидным зрительским спросом, заняв по итогам сезона (при кассовых сборах в $79,7 млн. и прокатной плате $35,8 млн.) четвёртое место. Лидером стал всё же «Ад в поднебесье».
.
__________
1 – Особенно запоминается реплика Ройса, отвечающего секретарше на слёзную жалобу, что босс выпихнул её из лифта, который затем рухнул: «Возможно, впервые… этот старый подонок оказал кому-то услугу!».
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Как в кино // Ровесник. – 1991, № 10. – С. 2-3.
Материалы о фильме (только тексты)