Земля и свобода / Land and Freedom / Tierra y libertad / Terra e libertà (1995)

Дуларидзе Тамара. Под открытым небом // Видео-Асс Премьер. – 1996, № 33. – С. 24-26.

ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ

Локарно, небольшой город на берегу озера Лаго Маджоре, соединяющего кантон Тичино (Тессин) в итальянской Швейцарии с Ломбардией и Пьемонтом на севере Италии, встречает гостей веселыми желтыми леопардовыми плакатами, оживленными толпами вокруг центральной площади Пьяцца Гранде, где на время фестиваля возникает самый крупный в Европе кинотеатр без крыши.

Прямо на площади расставлены красные и черные кресла для 7000 человек. Красные кресла – для гостей и прессы, черные – для зрителей. У окон и на балконах домов располагаются счастливые безбилетники, а на прилегающих к Пьяцца улицах слышны музыка и речь персонажей очередного фильма. Оказавшись тут во время сеанса, вы испытываете удивительное чувство вездесущности кино.

Грандиозное впечатление, которое возникает при просмотре – результат многолетней заботы устроителей фестиваля. Площадь как кинозал эволюционировала вместе с техникой кино: первые сеансы, состоявшиеся здесь в 1971 году, не очень походили на теперешние. Лишь в 88-м акустика была доведена до высочайшего современного уровня, необходимого для профессионального фестиваля, а в прошлом году экран увеличен до гигантского размера (14 х 26 м, расстояние между экраном и проекционной кабиной – 80 м).

На Пьяцца Гранде – своя особая программа из 20 картин, и только в последний день после вручения «Леопардов» здесь показывают конкурсный фильм, получивший одну из первых премий. И хотя ленты Пьяцца Гранде в конкурсе не участвуют, для них предназначен «Приз публики» и «Маленький черно-красный леопард». Победителя определяют голосованием зрителей после каждого просмотра. Призером зрителей и Союза швейцарских банков стала американская картина «Дым» молодого режиссера Уэйна Вана, в феврале этого года в Берлине уже получившая «Серебряного медведя». Фильм, построенный как рождественский рассказ, дышит любовью, подкупает свежестью и легкостью кинематографического «письма», учитывающего традиции американского независимого кино. Открылся фестиваль демонстрацией реставрированной копии «Чувства» Лукино Висконти. Впервые показанная в Венеции в 1954 году, эта картина знаменовала переход великого итальянского мастера от стилистики неореализма к великолепию исторической драмы. 50 лет спустя после не очень успешной премьеры фильм вызвал восхищение публики.

Фамилия Висконти в Локарно звучит по-особенному. Здесь вблизи Пьяцца Гранде возвышается построенный в XII веке родовой замок герцогов Висконти – кастелло Висконтео, где обычно и бывает прием по случаю открытия фестиваля. Основной конкурс не блистал шедеврами, чем подтвердил мнение, что нынешний кинематографический год не слишком удачен. Кино, как виноград, не каждый год дает хороший урожай. Но Локарно защищен от этой общей «неурожайности». Он ориентирован на неожиданности и открытия, на молодых. Кроме основного конкурса, есть и специальная программа, состоящая из короткометражек, снятых начинающими режиссерами Швейцарии и Италии, со своим официальным жюри «Парди ди домани» – «Завтрашние леопарды». Вообще, главное впечатление в Локарно – от энергии и молодости.

Кроме прессы и кинематографистов, фестиваль в Локарно – еще и для зрителей, киноманов, которым помимо абоне-

24

ментов и билетов предлагают специальные аккредитации «Друзья фестиваля», дающие возможность смотреть фильмы с профессионалами, слушать вступительные слова, участвовать в пресс-конференциях… и сидеть на красных креслах. Локарно выгодно отличается от многих фестивалей своей открытостью. Около огромного зала Палаццетто ФЕВИ есть уголок Baby corner, где родители могут оставлять детей. Впервые за последние десятилетия здесь этим летом было несколько дождливых вечеров, приходилось прерывать сеансы, но на настроение фестиваля это не повлияло. Наиболее посещаемой программой стала ретроспектива Жан-Люка Годара (швейцарца по происхождению). Среди его новых фильмов, кроме сериала «Истории кино», был представлен проникнутый любовью и интересом к русской истории и культуре коллаж «Дети играют в Россию». Годар был звездой фестиваля наряду с иранским режиссером Аббасом Киаростами, также отмеченным ретроспективой. Годар к тому же получил почетного «Леопарда» и денежную премию в виде чека, который незамедлительно передал организации «Международная амнистия». Как истинный вождь «новой волны», он воспользовался пребыванием на помосте перед гигантским экраном для того, чтобы говорить не о себе, а представить зрителям два шедевра французского кино – знаменитую «Ночь и туман» Алена Рене и совсем неизвестную «Надежду» Андре Мальро, не преминув при этом пройтись по поводу фильма Кена Лоуча об испанской войне «Страна и свобода». В год пятидесятилетия победы над нацизмом фестиваль нашел необходимым включить в зрительскую программу картину Алена Рене, не утратившую потрясающей силы братского сострадания и праведного гнева. Что касается «Надежды», то это смелое и сильное произведение, где впервые использованы все преимущества «синема-верите» – соединение документальных съемок с постановочными сценами и сочиненным, хотя и по горячим следам событий, сюжетом, – осталось уникальным свидетельством эпохи международной антифашистской солидарности. Он снят в 1939 году в Испании одним из крупнейших писателей Франции Мальро, устремившимся в гущу гражданской войны, и наводит на мысль, что поистине в кино уже нельзя

2 5

придумать ничего нового, только по-прежнему очень трудно достичь художественной силы. Рядом со «Страной и свободой» Кена Лоуча, мастера мизансцен, мало что понявшего в испанских событиях, достоверность фильма Мальро с точно воспроизведенными типами и ситуациями, с невиданной правдивостью воздушного боя, с точной расстановкой акцентов, оставляет впечатление драгоценного камня, в котором раз и навсегда преломилось и запечатлелось необыкновенное и страшное «испанское время».

На этом фестивале несколько жюри. Два официальных – для главного конкурса и для «Завтрашних леопардов». Среди неофициальных особое место отводится экуменическому жюри, в разных формах существующему здесь чуть ли не с 1946 года. Локарно был первым фестивалем, пригласившим в состав экуменического жюри православных кинематографистов, проложив им дорогу в Берлин, Карловы Вары и на другие фестивали.

В этом году экуменическое жюри, которое состояло из шести человек, по два от каждой конфессии – католиков, протестантов и православных, присудило свой приз французской картине «Семеро в ожидании» режиссера Франсуаз Эчегарай, получившей также главный приз Молодежного жюри. Это картина об общении, о трудности и необходимости душевного контакта. Она построена на диалогах, тонких, совершенно естественных, но касающихся глубоких пластов жизни людей, которые встречаются в заброшенном многоэтажном доме на окраине Парижа, где устроено нечто вроде клуба. Актеры импровизировали диалоги на съемочной площадке, привнося в картину дыхание подлинной жизни. Франсуаз Эчегарай была продюсером Эрика Ромера и в своей авторской картине, снятой за восемь дней, продолжила линию мэтра.

«Золотой Леопард» и Большой приз города Локарно отданы французской картине «Музыка в стиле «рай» Тома Жилу, действие которой также происходит в пригороде Парижа, но в среде выходцев из арабских стран (алжирцев, тунисцев и марокканцев) с их специфическими проблемами. Актер Сами Насери за роль в этом фильме получил «Бронзового леопарда».

«Серебряным леопардом», вторым призом города Локарно, третьим призом Молодежного жюри и дипломом экуменического жюри отмечена американская картина «Пантера», поставленная Марио Ван Пиблзом по роману его отца, бывшего участником драматической борьбы «Черных пантер» за достоинство негритянского населения США. Снятая с мастерством и размахом, картина эта, как и отец и сын Ван Пиблзы, была фаворитом фестивальной публики (шутка молодого режиссера о том, что у них дома уже есть пантера, а теперь будет еще и леопард, была встречена бурным восторгом).

«Бронзового Леопарда» и третий приз города Локарно получила иранская постановщица Рахшан Бани-Этемад за фильм «Голубой платок» о судьбе женщины в исламском мире. Специальный диплом Большого жюри и второй приз Молодежного жюри вручен авторам авангардистского черно-белого фильма «Институт Бенджамента» – двум братьям Квай из Великобритании, с удивительным для дебюта в игровом кино (прежде они работали в анимации) мастерством, создавшим атмосферу странного дома-лабиринта, где, как в трясине, угасают все человеческие стремления и желания.

Жюри «Завтрашних леопардов» присудило премию швейцарскому короткометражному фильму «Банный день», снятому Доминик де Риваз в Киеве на черно-белой «шосткинской» пленке. Эта деликатная и целомудренная картина о последнем дне женщин, пришедших в баню, а на следующий день согнанных и убитых нацистами в Бабьем Яре. Остались фотографические свидетельства этих двух сентябрьских дней 1941 года, когда были расстреляны на окраине Киева 34000 украинских евреев. Одна из сохранившихся фотографий – пять женщин, почти нагих, стоящих спиной ко рву, за секунду до расстрела. Из этого образа родился молчаливый и печальный фильм.

С большим интересом был встречен и получил «Специальный приз Сони видео» фильм Александра Сокурова «Духовные голоса». Решение жюри сформулировано так: «За радикализм киноязыка, с которым режиссер использует видео, чтобы выразить в метафорической форме свое внутреннее беспокойство и озабоченность народа перед лицом войны». Награды Локарно также получили: специальный приз «Бронзовый леопард» – актриса Иоганна Тер Стехе за роль в фильме «До свидания» нидерландского режиссера Хедди Хонигманна, а Приз пятидесятилетия ЮНЕСКО и ООН – фильм «Тропическая рыба» тайванца Ю-Хсун Чэня.

Фестиваль в Локарно – поистине международный, несмотря на сосредоточенность, особенно в последние годы, на «неизвестном» кино. За время существования (с 1946 года) его призерами и лауреатами были многие выдающиеся кинематографисты – Роберто Росселлини, Джон Форд, Микеланджело Антониони, Клод Шаброль, Марк Донской, Франсуа Рейшенбах, Карел Земан, Милош Форман, Микио Нарузе. Станут ли лауреаты нынешнего фестиваля такими же мастерами? Оставят ли они похожий след в культуре? Во всяком случае, Локарно не перестает стремится к открытиям.

Латавра ДУЛАРИДЗЕ

26

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+