Жажда смерти / Death Wish (1974)
Другие названия: «Желание смерти» / «Смертельное желание» (варианты перевода названия), «Бдительный прохожий» / «The Sidewalk Vigilante» (рабочее название).
США.
Продолжительность 93 минуты.
Режиссёр Майкл Уиннер.
Автор сценария Уэнделл Мэйес по роману Брайан Гарфилда.
Композитор Херби Хэнкок.
Оператор Артур Дж. Орнитц.
Жанр: фильм действия, криминальный фильм, драма, триллер
Краткое содержание
Жизнь архитектора Пола Керси (Чарльз Бронсон) резко меняется после того, как группа молодых подонков совершает налёт на его квартиру, убив супругу-домохозяйку Джоанну (Хоуп Лэнг) и покалечив взрослую дочь — Кэрол Тоби (Кэтлин Толан). Столкнувшись с бессилием правоохранительных органов, Пол всё сильнее уверяется в мысли, что нужно взять правосудие в свои руки. Вскоре журналисты раздувают сенсацию, раструбив на весь Нью-Йорк о народном мстителе, лично расправляющемся с уличными грабителями и шпаной. Детектив Фрэнк Очоа (Винсент Гардения) получает указание разобраться в обстоятельствах громкого дела.
Также в ролях: Стивен Китс (Джек Тоби), Уильям Редфилд (Сэм Крейцер), Стюарт Марголин (Эймс Джейнчил), Стивен Эллиот (комиссар полиции), Джек Уоллес (Хэнк), Фред Дж. Сколлэй (прокурор), Крис Гэмпел (Айвс), Роберт Кайя-Хилл (Джо Чарльз), Эдвард Гроувер (лейтенант Бриггс), Джефф Голдблюм (хулиган), Кристофер Логан (хулиган), Хелен Мартин (Альма Ли Браун), Кристофер Гест (патрульный Джексон Райлли), в эпизодах Олимпия Дукакис (полицейский в участке, без указания в титрах), Пол Дули (полицейский в больнице, без указания в титрах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 15.12.2014
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Сейчас уже трудно представить, что на разных этапах реализации проекта кандидатами на главную роль являлись Стив МакКуин, Клинт Иствуд, Грегори Пек и даже Джек Леммон, поочерёдно отказавшиеся от участия в жестоком и противоречивом по моральному посылу фильме. Чарльз Бронсон, к счастью, вспомнил о «лучшем сценарии, который читал»1, в тот момент, когда они с режиссёром Майклом Уиннером, завершив съёмки боевика «Хладнокровный убийца» /1973/, начали обдумывать, на какой бы ещё картине поработать совместно. Получилось так, что из всех американских (если к числу таковых отнести и «спагетти-вестерн» «Однажды на Диком Западе» /1968/, снятый при участии кинокомпании Paramount Pictures) бенефисов «звезды» именно «Жажда смерти» оказалась наиболее успешной и, кстати, доходной2, а образ Пола Керси – стал своеобразной визитной карточкой актёра.
Ещё можно отчасти согласиться с критиками, упрекавшими авторов в смаковании насилия, а в первую очередь – в нескрываемой симпатии к Керси, постепенно входящему во вкус собственноручных расправ над преступниками, бесчинствующими на улицах крупнейшего города США. Однако обвинения в значительном упрощении темы, об актуальности которой к тому моменту не говорил только ленивый, и если не в плагиате, то – в выхолащивании сложных философских идей, прозвучавших в произведениях ряда мастеров (Кубрик, Бурман, Пекинпа, Фридкин, Сигел), представляются уже необоснованными. Так и хочется язвительно заметить: не следует уподобляться толпам газетчиков, с готовностью раструбившим о новоявленном уличном герое, не разобравшись в сути событий. Даже полиция и представители муниципальной власти оказываются проницательнее, справедливо рассудив, что надлежит использовать миф к общественной выгоде, а не подливать масла в огонь, выводя фигуру мученика!
Уиннер и Мэйес не ограничиваются стремлением поразить аудиторию разгулом зверств или же – демонстрацией комплекса разноречивых эмоций, обрушившихся на Пола, хотя игра Бронсона действительно отличается большей, чем обычно, психологической глубиной и неоднозначностью. Пол признаётся, что с детства умеет обращаться с оружием, но стал убеждённым пацифистом из-за гибели отца в результате несчастного случая на охоте, и даже на войне в Корее служил в медицинском корпусе. Вместе с тем авторы недвусмысленно дают понять, что для овладения душой Керси «жажды смерти» произошедшей трагедии было бы недостаточно. Не менее сильное влияние оказала служебная командировка на Средний Запад, заставившая, по сути, приобщиться к коллективной памяти потомков основателей Америки, отстаивавших законность и собственную честь с «кольтом» и «винчестером» в руках. «Мне уехать до рассвета?» – с иронией вопрошает Пол детектива полиции, намекая на типичную ситуацию из вестерна.
.
__________
1 – Между прочим, кинодраматург Уэнделл Мейерс зарекомендовал себя классическим детективом «Анатомия убийства» /1959/.
2 – При бюджете $3 млн. кассовые сборы составили $22 млн. – не хватило совсем чуть-чуть, чтобы попасть в Top-20 сезона.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art
Материалы о фильме:
Трагедия «железного» человека // Видео-Асс Экспресс. – 1991, № 4. – С. 2-4.
Сергеев К. Чарлз Бронсон // Видео Дайджест. – 1989, № 2. – С. 53-55.
Звегинцева Ирина. Чарльз Бронсон. Право на суд // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 32. – С. 80.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий