Жестокая игра / The Crying Game (1992)

Жестокая игра / The Crying Game (1992): постерПолнометражный фильм (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).

Другие названия: «Возмутительная игра» / «Игра, доводящая до слёз» (варианты перевода названия), «Жена солдата» / «Soldier’s Wife» (рабочее название).

Великобритания, Япония.

Продолжительность 112 минут.

Режиссёр Нил Джордан (премия «Оскар»).

Автор сценария Нил Джордан.

Композитор Энн Дадли.

Оператор Ян Уилсон.

Также номинация на «Оскар»: Кант Пан (монтаж).

Жанр: криминальный фильм, драма, мелодрама, триллер

Краткое содержание
Джоди (Форест Уитакер), темнокожего британского солдата, похищают бойцы Ирландской республиканской армии, надеясь обменять заложника на арестованного соратника. Приставленный его охранять Фергюс (Стивен Ри, номинация на «Оскар») решает не скрывать своего лица и имени и вообще — старается по возможности облегчить положение пленника. Власти не идут на компромисс — и приближается момент, когда Джоди нужно будет казнить. И сделать это придётся именно Фергюсу…

Также в ролях: Джей Дэвидсон (Дил, номинация на «Оскар»), Миранда Ричардсон (Джуд), Адриан Данбар (Магуайр), Джим Бродбент (Кол), Ральф Браун (Дэйв), Бреффни МакКенна (лудильщик), Джо Савино (Эдди), Бёрди Суини (Томми), Эндри Бернард (Джейн), Тони Слэттери (Деверо), Джек Кэрр (Фрэнкнам).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 11.04.2015

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Жестокая игра / The Crying Game (1992): кадр из фильма
Заложник есть заложник…

Заслуги продюсера Лоуренса Вулли, конечно, не следует преуменьшать. Он действительно поверил в успех замысла Нила Джордана – настолько, что в поисках средств на постановку в размере £2,3 млн. рискнул статусом респектабельного управляющего лондонским кинотеатром (клубного типа) Scala. Однако «Жестокая игра» вряд ли вызвала бы более громкий художественный и особенно коммерческий резонанс, чем другие работы режиссёра (кстати, также созданные при непосредственном участии Лоуренса), например, «В компании волков» /1984/ и «Мона Лиза» /1986/. Собственно, результаты демонстрации картины в Соединённом Королевстве и в Ирландии оказались скромными, если не откровенно разочаровывающими… Памятный же триумф связан почти исключительно с маркетинговой кампанией, блестяще проведённой Miramax1 в США. Кассовые сборы росли за океаном низкими темпами, но неуклонно, достигнув впечатляющей отметки в $62,5 млн. (из них $26,5 млн. составила прокатная плата), чему помимо прочего способствовало и выдвижение создателей в нескольких номинациях на премию «Оскар». Представляю, какая тревога постепенно овладевала боссами Paramount Pictures, изумлённо наблюдавшими, не превзойдёт ли эта маргинальная лента результат их блокбастера, поведавшего об ирландском терроризме в идеологически правильном ключе и, казалось бы, исчерпывающе. Разве допустимо, чтобы «игры патриотов» низводились до игр не просто жестоких и возмутительных, а душещипательных, доводящих до слёз и до смущения?!

Жестокая игра / The Crying Game (1992): кадр из фильма
Подруга дней суровых

Разумеется, подобного рода эффект был бы невозможен, если б кинопроизведение как таковое не обладало эстетической и философской ценностью, равно как и потенциальной способностью заинтересовать, эмоционально тронуть значительную часть зрителей. Джордан принадлежит ко всё-таки немногочисленным кинематографистам, для которых филигранно дозированный эпатаж является – нет, не самоцелью – неотъемлемой составной частью творчества. Режиссёр-кинодраматург сознательно обращается к «пограничным» с позиций традиционной (негласно разделяемой большинством граждан) морали темам, исследуя процесс того, как новое – необязательно несущее благо и являющееся прогрессивным – вступает в негромкий, обыденный конфликт со старым. Отчасти схожей (хотя и, по понятным причинам, из иных побуждений) тактики придерживается Джоди, старательно следующий армейским инструкциям на случай попадания в плен, пытаясь установить с террористом контакт, который обращается к Фергюсу с вроде бы искренней, по-человечески понятной просьбой навестить оставленную в Лондоне Дил. Когда в самый неподходящий момент тот узнаёт секрет избранницы(-ка) военнослужащего ВС Великобритании, соблазнённого и завлечённого в ловушку женщиной – Джуд, а отнюдь не транссексуалом, это не может не обернуться шоком и не вызвать острого приступа отвращения. Мало того, в свете открытия кажутся крайне двусмысленными и другие слова и действия Джоди. Заложник что, подспудно отождествлял себя со скорпионом из рассказанной самим притчи, ужалившим лягушку, презрев здравый смысл – только потому, что такова его природа?.. Смятение резко усиливает внезапное появление старых товарищей по борьбе, без обиняков обвиняющих в предательстве Фергюса (не сумевшего застрелить приговорённого к казни и скрывшегося после уничтожения убежища ячейки ИРА) и предоставляющих весьма сомнительный шанс загладить вину.

Жестокая игра / The Crying Game (1992): кадр из фильма
Немудрено ошибиться…

Режиссёру-кинодраматургу нельзя не отдать должного в умении вести повествование, излагая, прямо скажем, небанальную историю без привкуса сенсационности, без уклона в надрывный мелодраматизм или стихию триллера (притом что и сантименты, и саспенс в ленте возникают). Но в «Жестокой игре» Джордану ещё и удалось вникнуть в суть важного общественного процесса, набиравшего силу на Западе, а по мере укрепления Нового мирового порядка – и в планетарном масштабе. Фергюс, по всем признакам – обычный, совершенно нормальный человек, оказывается вовлечён сразу в два ключевых направления манипуляции коллективным сознанием конца XX века: в яростно демонизируемый политико-религиозный экстремизм и в не менее активно насаждаемую либерализацию всего, что прежде без колебаний относилось к половым извращениям, причудливое переплетение которых позволяет тем убедительнее высветить их противоестественность… Конечно, тогда ещё было далеко до кровавых спектаклей невообразимого прежде масштаба, когда под эгидой борьбы с террористическими организациями берутся под контроль ресурсы стран и целых регионов (с сопутствующим притеснением, если не истреблением, местного населения). И до практически директивного признания нормой всевозможных отклонений от нормы – до пятидесяти вариантов гендеров в социальной сети Facebook, до триумфальной победы Кончиты Вурст (Томаса Нойвирта) на Евровидении-2014 и прочее, и прочее. На фоне всего этого акции боевиков Северной Ирландии и непредумышленный обман со стороны Дил покажутся невинными играми в песочнице – но, как говорится, лиха беда начало! И Фергюсу предстоит сполна искупить вину за то, что вольно или невольно пошёл против своей природы.

.

__________
1 – Важная деталь: руководство кинофирмы не проявило интереса к сценарию, но, ознакомившись со снятым фильмом, без промедлений приобрело права на прокат.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Гуськов Игорь. Возмутительное кино // Видео-Асс Премьер. – 1993, № 13. – С. 18.
Самсонов Георгий. Европа снимает кино // Видео-Асс Экспресс. – 1994, № 25. – С. 32-37.
Дамы-кавалеры и наоборот // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 31. – С. 158.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2 3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+