Жидкое небо / Liquid Sky (1982)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Героин» / «Герыч» (варианты перевода названия), «Жидкое небо: Расплата за разврат» (СССР: кинопрокат).
США.
Продолжительность 112 минут.
Режиссёр Слава Цукерман.
Авторы сценария Слава Цукерман, Энн Карлайл, Нина В. Керова.
Композиторы Бренда Ай. Хатчинсон, Клайв Смит, Слава Цукерман.
Оператор Юрий Нейман.
Жанр: научная фантастика
Краткое содержание
Немецкий учёный Йоханн Хоффман (Отто Фон Вернхерр), давно занимающийся поиском пришельцев, обнаруживает неопознанный летающий объект в небе над Нью-Йорком. Не найдя понимания в научных кругах, он просит случайную знакомую, женщину по имени Сильвия (Сьюзан Дукас), оборудовать в её квартире небольшой пост наблюдения за НЛО. Согласно его гипотезе, инопланетяне прибыли, чтобы добывать эндорфины — химические соединения, вырабатываемые в мозгу человека, испытывающего оргазм или принявшего дозу героина.
Также в ролях: Энн Карлайл (Маргарет / Джимми), Пол Э. Шеппард (Эдриан), Боб Брейди (Оуэн), Элейн К. Гроув (Кэтрин), Стэнли Кнэпп (Пол), Джек Адалист (Винсент), Ллойд Зифф (Лестер), Гарри Лам (посыльный), Нина В. Керова (дизайнер), Сара Карлайл (Нелли).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 01.02.2017
Авторская оценка 5/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Когда в «перестроечные» процессы активно, с соизволения лично Михаила Горбачёва включился Андрей Сахаров, народ с юмором отреагировал на философско-социологические откровения некогда опального академика, хвалебные речи о гениальном мыслителе и т.д., наделив его новой, «подправленной» фамилией Цукерман, тем самым прозрачно намекнув, что этот товарищ нам1 – не товарищ. А вскоре в московском Доме кинематографистов состоялась ретроспектива другого (так сказать, настоящего) Цукермана – Владислава, начинавшего в СССР с создания научно-популярных картин, потом эмигрировавшего в Израиль и, наконец, осевшего в США. Мало того, «Жидкое небо» успело выйти (с как бы предупреждающим, но на самом деле – завлекательным подзаголовком «Расплата за разврат») в советский прокат, где… ничем не выделялось на фоне низкопробной американской кинопродукции, заполонившей экраны. Большинство зрителей тогда уже отдавало предпочтение видео, не догадываясь, что фильм оказал заметное влияние на такие достойные образчики научной фантастики, как «Хищник» /1987/, «Нация пришельцев» /1988/, «Ангел тьмы» /1990/… И это – помимо восторгов ценителей нью-йоркского «андеграундного» киноискусства, издавна противостоявшего «фабрике грёз».
«Американская мечта» Славы Цукермана, что и говорить, сбылась. Он, разумеется, не обладал непререкаемым авторитетом у западных продюсеров, как Андрей Тарковский или Сергей Бондарчук, и даже не надеялся пробиться в голливудскую студийную систему (пусть и через условно «независимые» киностудии) подобно Андрею Кончаловскому. Всё это компенсировал по-настоящему интересный замысел, для реализации которого потребовалось сравнительно немного (порядка $500 тыс.) средств, окупившихся сторицей2. Правда, нельзя исключать, что заслуги в успехе принадлежат не столько самому Славе и его супруге Нине В. Керовой, сколько Энн Карлайл, исполнившей две ведущие партии (девушка и юноша, связанные с индустрией моды) и принявшей непосредственное участие в сочинении сценария. Не случайно же именно актриса, не ставшая «звездой», зато впоследствии получавшая небольшие экстравагантные роли (например, трансвестита, повстречавшегося «Крокодилу» Данди), напишет по мотивам кинокартины книгу «Жидкое небо: роман», изданную в 1987-м году.
Если несколько упростить, суть идеи заключалась в стремлении занять место, фактически оставленное Энди Уорхолом и сотрудниками его «Фабрики» к моменту наступления «рейганомики». Постановщик дотошно, с настойчивостью искушённого документалиста фиксирует бытование представителей нью-йоркской богемы, тесно связанной с получившей тогда распространение субкультурой панков. От фотосессий для глянцевых журналов до посещения ночных клубов с причудливой цветомузыкой, где легко выйти на розничного торговца «жидким небом» (так на сленге называют героин). Однако это, поначалу любопытное (для кого-то – пикантное или эпатажное), но чем дальше, тем сильнее начинающее раздражать своей монотонностью зрелище само по себе вряд ли стало бы открытием. По большому счёту, всё осталось примерно тем же, никаким разнообразием не радует… Новизну вносит именно уфологический мотив, основательно развенчивающий, по сути, лозунг поколения бунтарей. Вместо бодрого, пронизанного мятежным духом рок-н-ролла – наводящая коллективный транс музыка (достаточно вспомнить композицию Me and My Rhythm Box на слова самого Цукермана), а секс и наркотики несут смерть. Мгновенную смерть! Юрий Нейман (к слову, тоже иммигрант), исполнявший обязанности оператора и отвечавший за специальные эффекты, предложил любопытную вариацию «взгляда» инопланетян на обитателей Земли – источник ценного ресурса. Никакие они не ангелы, спустившиеся с небес, чтобы помочь бедняжке Маргарет, вечно становящейся жертвой насилия и принимающейся мстить обидчикам… Так за яркой, привлекательной (помимо прочего – отвечающей базовым постулатам утверждавшейся постмодернистской эстетики) формой просматривается истинная позиция авторов, выдающая отнюдь не апологетов Запада. И всё же этого не хватило, чтобы фильм не устарел, по-прежнему воспринимался свежо и, тем более, казался произведением пророческим – сбывшимся, как минимум, в некоторых тревожных аспектах.
.
__________
1 – В отличие, скажем, от Клары Цеткин, которую в шутку называли (на русский манер) «Цеткиной».
2 – Кассовые сборы за год демонстрации составили $1,7 млн. – и это не считая последующих доходов, обеспеченных «культовым» статусом.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Жидкое небо // Экран – детям. – 1991, № 11. – С. 2.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий