Живая мертвечина / Braindead (1992)
Гуськов Игорь. Нежность, кровавая баня и немножко страха // Видео-Асс Премьер. – 1993, № 14. – С. 15, 18.
Нежность, кровавая баня и немножко страха
МЕРТВАЯ ГОЛОВА (Braindead)
Новая Зеландия, 1992, 101 мин. Реж. Питер Джексон. В ролях: Тимоти Бэлм, Диана Пинэлвер, Элизабет Муди, Бренда Кендел.
Что в первооснове всего для человека? Привязанность, нежность, любовь – отвечает новозеландский фильм «Мертвая голова» режиссера Питера Джексона. Поразив даже искушенных зрителей, в лице кинокритиков и кинопрокатчиков на кинорынке в Канне-92, этот шедевр для «тихих» семейных просмотров встретился в январе этого года в Авориазе с обыкновенной публикой. Закономерным итогом встречи был Гран-При и Приз за специальные эффекты.
Действительно, любовь. Только она движет сюжет этого самого кровавого, из виденных мною, фильмов. Главный герой, мальчик годков в 25, Лионель нежно любит свою маму, женщину нрава строгого, но горячо привязанную к своему единственному сыну. Папы же в результате трагической случайности у Лионеля нет с детства.
В результате другой трагической приятности мама, став жертвой укуса невиданного чудовищного зверька в зоопарке, на следующее утро перерождается в каннибала-фурию. И тут уж пощады не проси! Кровавое колесо, набирая скорость, понеслось вскачь. Укус за укусом, монстр за монстром, фильм в равной степени пугает и заставляет смеяться. Ибо без хохота невозможно смотреть многие сцены из этого опуса: занятие чудовищ сексом и появление на свет плода счастливой страсти, его проказы, или драка на кладбище местного священника-каратиста с расплодившимися каннибалами-вампирами. Все это в синефильском преломлении, с постоянным ироническим цитированием шедевров мирового кинематографа, будь то «Психо» Хичкока или «Индиана Джонс» Спилберга, в строго выдерживаемой ретро-стилистике. Ви-
15
димо за все это лента в Авориазе и Приз критики отхватила.
Лионель же, бедный, не может убить свою мамочку (она, впрочем, также до самого конца продолжает питать к нему самые добрые чувства), как и других жертв укусов, руководствуясь, видимо, принципом – все дышащее и движущееся имеет право на жизнь. В этом фильм также приближается к хитам сезона, повествующим о борьбе за право на жизнь самых различных общин и меньшинств: религиозных, расовых, сексуальных. Чем не секта или меньшинство – каннибалы-вампиры?
Но настает момент и припертый обстоятельствами в буквальном смысле к стенке, Лионель становится ревизионистом (что для нашего времени также в диковинку) и пересматривает кардинально свое отношение к происходящему. Взрослея буквально на наших глазах, становясь настоящим мужчиной, борясь уже за свое право на жизнь и любовь, он берет в руки газонокосилку и как заправский садовник начинает приводить окружающую действительность, а т.е. свой огромный дом, уже заполоненный чудовищами, в божеский вид.
Но даже у монстров кровь, а не водица. Она и течет по стенам, потолку, полу, стеклу кинокамеры, разбрызгиваемая мощными и, приходится верить, острыми ножами газонокосилки.
Этот кровавый гиньоль, завершившийся, конечно же, полной победой «хороших», еще раз доказывает, что когда имеешь голову на плечах и хороший сценарий в руках, можешь смело браться за любой жанр. Не забудь только какую-нибудь особую специю или приправу.
Сложные межличностные взаимоотношения взрослеющего сына и мамы, осложненные ее каннибальством, в обрамлении комических Эффектов. Рецепт Питером Джексоном запатентован и апробирован. Успешно.
Игорь ГУСЬКОВ
18
Добавить комментарий