Жизнь прекрасна / La vita e bella (1997)

Жизнь прекрасна / La vita e bella (1997): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Жизнь прекрасна» / «Life Is Beautiful» (международное англоязычное название).

Италия.

Продолжительность 116 минут.

Режиссёр Роберто Бениньи.

Авторы сценария и сюжета Винченцо Керами, Роберто Бениньи.

Композитор Никола Пьовани.

Оператор Тонино Делли Колли.

Жанр: комедия, драма, мелодрама

Краткое содержание
1939-й год. Гвидо Орефиче (Роберто Бениньи, премия «Оскар»), приехавший вместе с лучшим другом Ферруччо (Серджио Бини Булстрич) из деревни в город, устраивается на работу к своему дяде Элизио (Джустино Дурано), владельцу ресторана. Случай сводит его с прекрасной Дорой (Николетта Браски), и Гвидо понимает: это судьба…

Также в ролях: Джорджо Кантарини (Джошуа), Мариса Паредес (мать Доры), Хорст Буххольц (доктор Лессинг), Джулиана Лоджодиче (школьная учительница), Америго Фонтани (Родольфо), Пьетро Де Сильва (Бартоломео), Франческо Гуццо (Витторино), Раффаэлла Лебборони (Елена), Клаудио Альфонси (друг Родольфо), Джил Барони (префект), Омеро Антонутти (рассказчик-повествователь, озв., без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 24.06.2014

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Жизнь прекрасна / La vita e bella (1997): кадр из фильма
С любимой принцессой

Федерико Феллини прилюдно называл Роберто Бениньи «гением», да и другие признанные режиссёры (от Марко Феррери до Джима Джармуша, от Бернардо Бертолуччи до Блэйка Эдвардса), судя по тому, какие роли доверяли этому популярному комику, ценили его талант исключительно высоко. Роберто блеснул в последней работе маэстро, «Голос Луны» /1990/, а в своей седьмой постановке, снискавшей международное признание1 (не говоря уже про триумф в национальном прокате!) не стал скрывать колоссального влияния, оказанного одним из бесспорных феллиниевских шедевров – «Амаркорд» /1973/. Близость замыслов раскрывается уже в уморительном прологе, когда товарищи несутся сквозь толпу на автомобиле, у которого отказали тормоза, и Гвидо, отчаянно жестикулирующий правой рукой (со стороны – как будто отдающий фашистское приветствие), с удивлением понимает, что его принимают за короля и с готовностью салютуют в ответ. И чем дальше, тем больше Роберто позволяет себе колкостей, высмеивающих имперские притязания Бенито Муссолини с сообщниками. Изобличает абсурдность теорий о «высших» и «низших» расах и доводит до абсурда напускную торжественность мероприятия (школьной инспекции), срываемого из-за выходки Орефичи. Бросает обвинения чиновникам, не чуждым коррупции и с радостью принимающим линию партии. Даже с издёвкой поминает Артура Шопенгауэра – философа, входившего (наряду с Фридрихом Ницше) в число любимых у самого Адольфа Гитлера, смелые идеи которого, как постепенно выясняется, служат простым евреям ничуть не хуже, чем истинным арийцам.

Жизнь прекрасна / La vita e bella (1997): кадр из фильма
Влюблённый плут

Впрочем, основные претензии к авторам со стороны радикально мыслящих интеллектуалов относятся не к первой, а ко второй части повествования, намекая на которую, Жан-Люк Годар предложил дать фильму более точное название: «Жизнь прекрасна в Освенциме». Сатира на фашистские порядки могла бы органично перерасти в драматический (как в незавершённой «Пассажирке» /1963/ Анджея Мунка и «Списке Шиндлера» /1993/ Стивена Спилберга) или трагифарсовый – на манер Лины Вертмюллер в «Паскуалино «Семь красоток» /1975/ – рассказ о злоключениях узников концентрационного лагеря. Но Бениньи отказывается идти на компромисс – и подобно своему Орефиче, проявляющему чудеса изобретательности, убеждая несмышлёного сынишку, что тот участвует в увлекательной игре, не открещивается от чудаковато-восторженного взгляда на действительность. От непоколебимой, как у Кандида, убеждённости в том, что обитает в лучшем из миров, словно не принимая в расчёт вольтеровского скепсиса… Не помогает даже отрезвляющая встреча с замечательным человеком – доктором Лессингом, который вспомнил сообразительного официанта, но в самый ответственный момент, когда внезапно забрезжила надежда на помощь в освобождении…

Жизнь прекрасна / La vita e bella (1997): кадр из фильма
Ребёнок верит в чудо

Вообще-то прославленный актёр, режиссёр и сценарист не первым из кинематографистов присвоил своему детищу такое замечательное название, хотя и уверял, что позаимствовал его не у Григория Чухрая2, а из завещания Льва Троцкого. Другое дело, что оба кинопроизведения отстаивают гуманистические идеалы – беззаветную веру во всё светлое, что остаётся в человеке, вопреки любым трудностям и лишениям. У Роберто не было стремления осмеять или принизить бремя узников концлагерей – исключительно чувство восхищения людьми, в число которых попал и его отец Луиджи Бениньи, находившийся три года в Берген-Бельзене. Да, поведение Гвидо можно счесть формой эскапизма, попыткой укрыться от реальности в прекраснодушных иллюзиях (мало того, привить ребёнку аутическое мышление!), но ведь герою удаётся главное – спасти жизнь отпрыску и любимой супруге-принцессе. Искусство позволяет преобразить окружающую действительность, и мир становится даже не шопенгауэровскими «волей и представлением», а местом, исполненным чистейшей магии, где и невозможное – возможно. Вняв мысленному внушению Орефиче, овчарка не выдаст местонахождение мальчика, который в довершение всего действительно получит за честно набранные очки главный приз – настоящий танк.

.

__________
1 – При бюджете порядка $20 млн. общие кассовые сборы составили $229,16 млн.
2 – А ведь в одноимённой совместной (советско-итальянской!) ленте 1979-го года снимались такие «звёзды», как Джанкарло Джаннини и Орнелла Мути.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Заславская Мария. Смех и смерть маленького клоуна // Видео-АСС Премьер. – 1998, № 42. – С. 94.
Новости кино от О. Конфедерат «Жизнь прекрасна» // Челябинская неделя. – № 30 (1382) от 30.07.1999. – С. 15.
Роберто Бениньи: «Где ещё найдёшь такого симпатичного, как я» // Челябинская неделя. – № 30 (1382) от 30.07.1999. – С. 15.

Материалы о фильме (только тексты)

 

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+ Сайт в Twitter