Жёлтая подводная лодка / Yellow Submarine (1968)

Жёлтая подводная лодка / Yellow Submarine (1968): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Жёлтая субмарина» / «Жёлтая подлодка» / «The Beatles: Желтая подводная лодка» (варианты перевода названия), «Жёлтая подводная лодка The Beatles» / «The Beatles’ Yellow Submarine» (полное название).

Великобритания.

Продолжительность 90 минут.

Режиссёр Джордж Даннинг.

Авторы сценария Ли Минофф, Аль Бродэкс, Джек Мендельсон, Эрик Сигал, Роджер МакГоф (без указания в титрах) по сюжету Ли Миноффа.

Песни группы The Beatles (в титрах как Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band; номинация на «Грэмми»).

Операторы Алан Фостер, Тони Хейнс, Иэн Летт, Малкольм Лайвси, Рекс Невиль, Грэм Оррин, Бев Робертс, Джон Уильямс, Ричард Водынски, Макольм Бабб (без указания в титрах), Шелдон Элбурн (без указания в титрах).

Жанр: анимационный фильм, приключенческий фильм, комедия, кинофантазия, мюзикл

Краткое содержание
Коварные Синие Злюки оккупируют Пэпперлэнд, благоухающий и благословенный рай на земле, превратив его жителей в бездушные статуи и уничтожив всё, что напоминает о ненавистной музыке. Удаётся спастись только Старому Фреду (озв. Лэнс Персиваль), который отправляется за помощью на жёлтой подводной лодке. Судьба приводит его в Ливерпуль, где не без удивления и сомнений чужестранцу соглашаются оказать поддержку Джон (озв. Джон Клив), Пол (озв. Джеффри Хьюес), Ринго (озв. Пол Анджелис) и Джордж (озв. Пол Анджелис и без указания в титрах Питер Бэттен). Так уж получилось, что четвёрка имеет к музыке самое непосредственное отношение!

Роли также озвучивали: Пол Анджелис (также главарь Синих Злюк / рассказчик-повествователь), Дик Эмери (Джереми Хилари Боб, доктор философии, он же Человек Ниоткуда); в эпизоде (без указания в титрах) отметились Джордж Харрисон (Джордж), Джон Леннон (Джон), Пол МакКартни (Пол), Ринго Старр (Ринго).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 14.02.2016

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Жёлтая подводная лодка / Yellow Submarine (1968): кадр из фильма
…и подлодка плывёт

Сами члены легендарной ливерпульской четвёрки не ждали ничего хорошего от полнометражного мультфильма с участием своих рисованных двойников, полагая, что Джордж Даннинг недалеко уйдёт от продюсировавшегося им телесериала «Битлз» /1965-67/, банально эксплуатируя растиражированный имидж группы. Музыканты согласились лишь из-за того, что надо было исполнять обязательства по контракту, подписанному с киностудией. Однако после ознакомления с практически завершённой работой сорокасемилетнего аниматора родом из Канады они резко поменяли мнение – и даже согласились ненадолго появиться в финале, поделившись впечатлениями от невероятного путешествия и показав сувениры: от половинки дыры до… той самой любви, которая является «всем, что тебе нужно».

Жёлтая подводная лодка / Yellow Submarine (1968): кадр из фильма
Мир через иллюминатор

Словом, авторы потрудились на славу! Даннинг со товарищи1 выслушали немало восторженных реплик по поводу подлинно революционного прорыва в эстетике полнометражной мультипликации. Отрицание доминировавшей тогда диснеевской традиции не было полным, но на тот момент – оказалось достаточно остроумного расшатывания канонов классического повествовательного кинематографа. В ход пошли самые действенные приёмы из арсенала приверженцев юмора абсурда, когда невозмутимые и весёлые музыканты ведут себя, точно персонажи пьесы Сэмюэла Беккета или Эжена Ионеско – и даже главный злодей, расчувствовавшись, сознаётся в том, как долго скрывал, что приходится кузеном метерлинковой Синей птице счастья. Джон, вызволенный приятелями из нирваны, с готовностью ссылается на эйнштейновскую теорию пространственно-временного континуума, объясняя парадоксы, с которыми они то и дело сталкиваются по пути в Пэпперлэнд – ‘перечную страну’, если мыслить «химически правильно». Но на самом деле правит всем, конечно, закон всепроникающего и всеобъемлющего нонсенса, не ведающего границ…

Жёлтая подводная лодка / Yellow Submarine (1968): кадр из фильма
Среди поклонников

Если же пойти дальше и углубиться в историю киноискусства, то Джордж Даннинг оказывается одним из самых верных последователей Жоржа Мельеса, ещё на заре «важнейшего из искусств» поражавшего «Путешествием через невозможное» и «Галлюцинациями барона Мюнхгаузена». Вместе с тем кричаще яркое, сочащееся красками изобразительное решение фильма, оригинальность образов, сталкиваемых намеренно парадоксально и с толикой эпатажа, заставляют вспомнить эксперименты, скорее, позднего авангарда. Например, поп-арт с его препарированием и пародированием массовой культуры, но в первую очередь – психоделические опыты отдельных экстремистов от творчества, ратовавших за открытие новых горизонтов сознания через освоение наркотических и психотропных веществ. Ирония режиссёра заключается в том, что фоном композиции Lucy in Sky with Diamonds, прозрачно намекающей на соответствующий препарат, служат ротоскопированные кадры из пышных голливудских мюзиклов «Танцующая леди» /1933/ и «Цилиндр» /1935/… Так что же это было за приключение?! Явь? Сон? Болезненные химерические видения? На мой взгляд, «Жёлтая подводная лодка» – художественный манифест эпохи; одно из тех произведений, без которых смелый лозунг студентов-радикалов 60-х («Вся власть – воображению!») так и остался бы несбыточной мечтой, ничем не подкреплённой претензией на уникальность.

.

__________
1 – Сценарий писали четверо кинодраматургов, включая Ли Миноффа – автора сюжета и давнего даннингова единомышленника.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



Материалы о фильме:
Александрова М. «Жёлтая субмарина» // Ровесник. – 1969, № 7. – С. 17.
Скулябин Сергей. Четверо в жёлтой подводной лодке // Экран – детям. – 1991, № 3. – С. 12.
Волшебный мир мультипликации // Америка. – 1969, июль, № 153. – С. 6-7.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2 3 4

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+