Жёлтая подводная лодка / Yellow Submarine (1968)
Александрова М. «Жёлтая субмарина» // Ровесник. – 1969, № 7. – С. 17.
«Хорошо бы исчезнуть на несколько лет, чтобы о нас забыли!» Это, пожалуй, одно из главных желаний уставших от славы «битлов».
До 1966 года квартет «Битлз» выступал на сцене, гастролировал в США, Дании, Гонконге, Австралии. Вернувшись из Америки, квартет стал думать, что делать дальше. На время их жизненные пути разошлись. Джордж отправился в Индию учиться играть на ситаре. Джон снялся в антивоенном фильме «Как я выиграл войну». Ринго погряз в семейных заботах. Пол стал писать музыку для кино. Но каждый из них испытывал потребность в совместной работе. Как раз в это время они приступили к записи своей лучшей долгоиграющей пластинки – «Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера».
В прошлом году «битлы» заявили о себе в новом жанре – музыкальной мультипликации (их первое выступление в кино как актеров и режиссеров состоялось в 1964 году – фильм «После тяжелого дня»). Вместе с художником Хайнцем Эдельманом они создали фильм «Желтая субмарина». «Новым словом в искусстве мультипликации» называют его американские кинематографисты, «одиссеей британского производства» – французы, «возрождением лучших традиций Льюиса Кэрролла» (автор «Алисы в стране чудес») – англичане.
Почему этот фильм вызывает такой интерес? О чем он?
С жителями чудесной мирной страны Пепперлэнд, где царят любовь, радость и музыка, случилась беда. На них напали синие чудовища «миниз», которые больше всего на свете ненавидят юность, красоту и счастье. Они обладают секретным оружием огромной разрушительной силы: Летающей перчаткой с реактивным двигателем и наделенной разумом. Солдаты «миниз» стреляют грязью, которая уничтожает все краски и цветы. Специальный батальон Бросателей яблок кидает на головы жителей Пепперлэнда громадные зеленые яблоки, а Турки-Черепахи пожирают жертвы акульими челюстями, вставленными в живот.
Единственная надежда жителей Пепперлэнда – старый шкипер Фред, которому удается бежать на Желтой подводной лодке. Преодолев массу препятствий, он попадает в Ливерпуль, где встречает четверку «Битлз», готовых оказать помощь его народу. И вот тут-то начинаются самые фантастические приключения
В Море Чудовищ путешественники наталкиваются на стаю китов, которые держат в плену иностранца, говорящего по-английски. «Битлы» выручают его из беды. Спасенный иностранец отправляется с ними в путешествие. Благодаря своей сообразительности он находит в море отверстия, сквозь которые подвод ная лодка проникает в другие моря: Море Производства, Море Потребления, Море Времени, Музыки, Науки, Зелени. Далее следует калейдоскоп невиданных существ, вроде Человека-Насоса, который всасывает огромные рожки мороженого и затем бомбардирует ими Желтую подводную лодку. После множества забавных приключений отважная четверка во главе со старым шкипером причаливает к берегу Пепперлэнда, где их глазам предстает ужасающее трелище: главарь «миниз», самый страшный из синих чудовищ, и его банда превратили жителей страны в изможденных, высохших, посеревших от горя людей.
Лорд-мэр Пепперлэнда просит «Битлз» выступить в «Клубе одиноких сердец сержанта Пеппера», чтобы песнями поднять в отчаявшемся народе дух сопротивления. После того как оркестр сыграл «Гимн объединения», жители Пепперлэнда поверили в свои силы и выступили против «миниз». На увядшую землю снова вернулись краски, радость и любовь.
Что же скрывается за внешней наивностью сюжета «Желтой субмарины»! Да и так ли он наивен? Фильм прежде всего сатира и лишь потом сказка. Очень тонко и умело высмеивает он всевозможные модернистские выкрутасы в искусстве. Ринго проводит старого Фреда через лабиринт (пародия на художника «поп-арт» Ольденбурга) из гигантских сосисок, бутылок кока-колы, громадных фруктов и говорит: «Это выставка моих друзей. Им все равно, что показывать, – лишь бы выставляться». Пародируя ритм современной жизни, авторы вводят в фильм эпизод: очутившись в Море Времени, где часы бегают взад и вперед, «битлы» с удивлением обнаруживают, что у них выросли длиннющие белые бороды. Да и сама Желтая субмарина, оснащенная бесчисленными рычагами, кранами, кнопками и прочей никому не нужной ерундой, высмеивает чрезмерное увлечение технизацией самых простых вещей.
Создатели фильма протестуют против милитаризма, против возрождения фашизма – главный «миниз» жестами, мимикой, речью напоминает Гитлера; Летающая перчатка – не что иное, как установка, несущая на своем борту смертоносное ядерное оружие. Этот фильм – одновременно протест против войны и страданий и гимн красоте, радости жизни, любви. В мире слишком много горя и слез, и «битлы» своим фильмом как бы говорят: «Верните людям краски, музыку, улыбки». Стоя на башне, сложенной из слов: «Вам Всем Нужна Любовь», они торжествуют над злодейской Синей перчаткой, которая оказалась бессильной против стремления людей к счастью.
М. АЛЕКСАНДРОВА
17
Добавить комментарий