Зимняя вишня / Zimnyaya vishnya (1985)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Зимняя вишня» / «Winter Cherries» (международное англоязычное название).
СССР.
Продолжительность 91 минута.
Режиссёр Игорь Масленников.
Автор сценария Владимир Валуцкий.
Композитор Владимир Дашкевич.
Оператор Юрий Векслер.
Жанр: драма, мелодрама, комедия
Краткое содержание
Ольга (Елена Сафонова) разведена и в одиночку воспитывает пятилетнего сына Антошку (Михаил Подущак). Роман с сослуживцем Вадимом Дашковым (Виталий Соломин) оставляет надежду на то, что личная жизнь рано или поздно наладиться, хотя избранник даёт понять, что не намерен расставаться с собственной супругой и повторно сочетаться законным браком. Знакомство с Гербертом (Ивар Калныньш) и Вениамином (Александр Леньков), давними друзьями её соседа-хоккеиста Александра (Сергей Паршин), вроде бы открывает неплохие перспективы, но… как быть с любовью?
Также в ролях: Лариса Удовиченко (Валя), Нина Русланова (бухгалтер автобазы Лариса), Алла Осипенко (актриса, бывшая свекровь Ольги), Анатолий Сливников (водитель автобуса Василий).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 07.11.2017
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Каким бы внушительным, не ослабевающим с годами и абсолютно заслуженным успехом ни пользовался телевизионный цикл о приключениях Шерлока Холмса, Игорь Масленников вошёл в историю отечественного кинематографа всё же не только благодаря блистательным экранизациям прозы Артура Конана Дойла. В принципе, почти все его постановки, включая сравнительно малоизвестные, отличал высокий профессионализм, но дело даже не в этом. В перерыве между очередными частями упомянутого сериала режиссёру посчастливилось вынести на суд широкой публики ещё один фильм, не просто вызвавший повышенный ажиотаж1, но и, что называется, запавший в душу огромному числу наших соотечественников и особенно соотечественниц. Между прочим, сложно не заметить, что тематически «Зимняя вишня» перекликается с лидером кинопроката того года – «Самой обаятельной и привлекательной» /1985/, хотя Масленников и кинодраматург Владимир Валуцкий предпочли более драматическую (с осторожными вкраплениями элементов трагикомедии) интонацию.
Смысл причудливого названия раскрывается под занавес, когда Лариса, соседка и подруга Ольги – дама с характером, уверяющая, что вполне довольна тем, что воспитывает сына в одиночку, даёт хлёсткую характеристику её избраннику. Чего Дашков (кстати, в исполнении Виталия Соломина, сбрившего усы и вообще старающегося не походить на доктора Ватсона) боится? Чего ему не хватает? Есть и отдельная квартира, и уже достаточно взрослый («не надо пелёнок стирать») ребёнок, и «вагон любви нерастраченной» – только всё это в замороженном виде, как в магазине вишня зимой: «А ты приди да разогрей вниманием. Не надо ста тысяч выигрывать». Развязка, следующая за, так сказать, «обманным хеппи-эндом» (Вадим, вроде бы недвусмысленно выразивший намерение сделать предложение руки и сердца, предлагает не торопить события), исполнена грустной иронии. Неужели ничего не изменится, и Валя, воспитательница в детском саду, будет привычно принимать по утрам олиного и ларисиного сынишек, растущих без отцов?..
Фильм мог бы получиться лишь мелодрамой – пусть мелодрамой замечательной, отмеченной превосходной игрой ведущих актёров и актрис. Отдельных похвал заслуживает, бесспорно, Елена Сафонова, утверждённая на главную роль после отказа Натальи Андрейченко. Однако кинематографистам удалось в несложной на первый взгляд, заурядной житейской истории высветить социально значимые мотивы, затронуть те вопросы нравственного толка, которые совсем скоро, в «перестройку», будут искусственно раздуты чуть ли не до масштабов фундаментальных – бытийственных, а не бытовых. Устав ждать, разочаровавшись в любовнике, Ольга принимает странноватое предложение Вениамина попробовать начать совместную жизнь, но тот в самый ответственный момент трусит. И, уж конечно, все в один голос советуют ей соглашаться выйти замуж за Герберта – ценного специалиста, обещающего безбедное и очень интересное существование, включая длительные (недоступные большинству рядовых граждан СССР) заграничные командировки. Тем, что женщина хватается соломинку, невольно последовав примеру лирической героини шлягера Аллы Пугачёвой (взывающей: «Держи меня, соломинка, держи»), авторы выразили, как это ни парадоксально, надежду на то, что моральная стойкость возьмёт верх. На то, что стремление к материальной обеспеченности не возьмёт верх над чувствами… Открытый финал изрядно заинтриговал зрителей – и Игорь Масленников не удержался, вернувшись к полюбившимся персонажам спустя время.
.
__________
1 – 32,1 млн. проданных билетов при тираже 858 копий обеспечили ленте пятое место в сезоне.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Алова А. Возвращение Греты Гарбо // Видео-Асс Фаворит. – 1993, № 3. – С. 17-19.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий