Зловещие мертвецы / The Evil Dead (1981)

Одиноков Алексей. Сэм Рэйми: живой и очень быстрый // Видео-Асс PREMIERE. – 1995, № 30. – С. 20-21.

СЭМ РЭЙМИ: ЖИВОЙ И ОЧЕНЬ БЫСТРЫЙ

Уже в 1980 году совсем еще молодой Сэм Рэйми, основывая вместе со своими друзьями Робертом Тапертом и Брюсом Кэмбеллом студию «Ренессанс» (Таперт – президент, Рэйми – вице-президент, Кэмбелл – казначей), мечтал о полных залах зрителей, которые будут собирать его фильмы. Через десять лет упорного труда он осуществит свою мечту. А тогда, в самом конце семидесятых, Рэйми решает создать фильм ужасов, про который он мог бы с гордостью сказать: «Это мой фильм, мои ужасы». Позже в одном из интервью молодой постановщик расскажет, что в свое время, при просмотре фильма Уэса Крейвена «И у холмов есть глаза», им был отмечен эпизод, где после кровавой бойни, устроенной каннибалами, камера на несколько мгновений задерживается у рваного плаката фильма «Челюсти». Тогда Рэйми решил, что таким образом Уэс хотел всем сказать, что «Челюсти» – это «ваши» ужасы, а «Холмы» – это «его» ужасы. И Сэм создает первую часть «Зловещих мертвецов», где, находясь под впечатлением «Изгоняющего дьявола» и «Ночи живых мертвецов», рассказывает о пяти студентах, которые, приехав на уикенд в одинокую хижину, находят «Некономикон» – «Книгу мертвых» и теги самым вызывают в наш мир демонов. Памятуя о приеме Крейвена, Рейми помещает в хижине плакат фильма «И у холмов есть глаза», как бы говоря: «Нет, Уэс, – это тоже «ваши» ужасы, а вот «Зловещие мертвецы» – это «мои». Крейвен принял вызов и в 1984 году в первой части «Кошмара на улице Вязов» главная героиня смотрит по телевизору «Зловещих мертвецов». Задержанный цензурой и вышедший на экраны США только в 1983 году, этот фильм стал визитной карточкой Сэма Рейми. Жуткие кровавые сцены в нем сдобрены черным юмором, а операторская работа вызывает ощущение катания на американских горках (добрую половину фильма зритель смотрит на происходящее как бы глазами демона, ну, а уж тот на месте не стоит, передвигаясь до всех направлениях с бешеной скоростью). Критиками фильм был отмечен как очень добротный «ужастик», который при очень маленьких затратах и участии в нем лишь пяти актеров во главе с Брюсом Кэмбеллом может держать зрителя в напряжении от начала до конца.

После успешного дебюта Рэйми был приглашен Джоном Лэндисом на эпизодическую роль в «Шпионах как мы» (1985). Через семь лет они снова встретятся на съемочной площадке «Невинной крови», а пока Сэм, снова с Кэмбеллом и Тапертом, снимает «Волну преступности» – странную комедию о двух грабителях из Детройта. Соавторами сценария стали Этан и Джоэл Коэны, люди незаурядного таланта, годом раньше снявшие «Простую кровь» – ленту в лучших традициях film noir. Коэны и Рэйми и дальше будут сотрудничать в кинематографе, став закадычными друзьями.

1987 год, с выходом «Зловещих мертвецов-2», стал для Рэйми годом всеобщего признания. В нем увидели человека, умеющего завлечь публику в кинотеатры достойной лентой, а не просто напичканной спецэффектами пустышкой. Сюжет второй части практически повторяет сюжет первой (поменялся целиком лишь финал), зато добавилось юмора и эффектов, а темп повествования стал еще более динамичным. Брюс Кэмбелл, и на этот раз сыгравший главную роль, становится кумиром молодых любителей крутых ужасов. «Зловещие мертвецы – 2» принесли хорошую прибыль компании «Дино Де Лаурентис», неплохо пройдя по кинотеатрам мира и отлично покупаясь на видеокассетах. В этом же году фильм справедливо получает Гран-при фестиваля фантастики в Париже.

На последующие пару лет Рэйми приостанавливает сдою кинодеятельность, снявшись лишь вместе с Кэмбеллом у известного «маньяковеда» Уильяма Ластига в его «Маньяке – полицейском». Но затем, в 1990 году, он снова заявляет о себе мрачным, ошеломляющим кинокомиксом «Человек тьмы». Под эгидой кинокомпании «Юниверсэл» Сэм создал мощный, захватывающий фильм о новом киногерое, который мстит своим врагам, применяя уникальное изобретение – возможность изменять внешность при помощи искусственной кожи. И снова отличная операторская работа, прекрасный актерский состав: Лайам Нисон, Фрэнсис Макдорманд – давний друг Рзйми и братьев Коэнов, Лэрри Дрейк. Публика живо отреагировала на этот динамичный боевик с элементами фантастики: «Человек тьмы» набирает больше 20 миллионов долларов, оставив позади по итогам года «Хищник – 2» и «Эйр Америка». В коммерческом плане это наиболее кассовый фильм Рэйми – режиссера. Нужно заметить, что и на этот раз дружеские узы оказались крепки – Кэмбелл появляется в эпизодической роли в финале картины.

После такого успеха Сэм приступает к задуманному проекту – третьей части «Зловещих мертвецов». Но до ее выхода он снимается у Джоэля Коэна в «Перекрестке Миллера» и помогает Джошу Бэйкеру (оператору «Зловещих мертвецов») снять комедию «Лунатики: История любви», где в главных ролях заняты Тэодор Рэйми – брат Сэма. Дебора Форма и снова Брюс Кэмбелл.

И вот в 1993 году, после рода разногласий с компанией «Юниверсэл» (в ней считали, что первоначальное название «Зловещие мертвецы-3: Мертвецы средневековья» отпугнет зрителя, а кроме того, заставили создателей фильма переснять финал) вышла «Армия тьмы» – заключительная часть трилогии. Щемящая душу атмосфера приключений заставляет настоящего ценителя этого жанра с восторгом наблюдать за всевозможными скачками, битвами, погонями. В эту картину Рэйми, как истый гурман, добавил немного ужасов, хорошую порцию юмора, великолепные съемки и. конечно, Брюса Кэмбелла в главной роли. Лента стала одной из лучших в его творчестве, неплохо прошла в Америке (бюджет – 4 млн., сборы – более 10 млн. долларов), успешно показывалась в Европе и получила хорошие отклики на фестивале в Авориазе. Интересно, что в фильме помимо двух родственников Рэйми, Теодора и Айвена, снялись Бриджит Фонда («Одинокая белая женщина»), Уильям Ластит (режиссер «Маньяка – полицейского»), Бернард Роуз (режиссер «Сластены»). Не перенял ли Сэм у Джона Лэндиса традицию приглашать на элизодические роли известных актеров и режиссеров? После «Армии тьмы» Рэйми покидает на время режиссерское кресло и посвящает себя продюсерскому и актерскому ремеслу. В том же 1993 году он снимается у Майка Байедера в «Бабьем лете», а затем вместе с Уэсом Крейвеном, Роджером Корманом – в телевизионном сборнике новелл Тоуба Хупера и Джона Карпентера «Мешки для трупов», а также с Тапером продюсирует «Трудную мишень» Джона By – кинособытие в жанре action. На следующий год вместе с Брюсом Кэмбеллом участвует в съемках «Зицпредседателя» братьев Коэнов и продюсирует, опять же с Тапертом, «Патруль времени» – еще один боевик Ван Дамма.

А уже в феврале 1995 года на экраны Америки вышел новый фильм Рэйми – вестерн «Быстрый и мертвый» с участием Шерон Стоун, Джина Хэкмана, Лэнса Хенриксона и Леонардо Ди Каприо. Картина была практически закончена еще в 1994 году, но продюсеры не рискнули пустить ее в прокат, в то время, когда основное внимание зрителя привлекали такие хиты, как «Форрест Гамп», «Прямая и явная угроза», «Скорость», а на подходе был еще один фильм с Шерон Стоун – «Специалист». И вот в зимнее кинозатишье на суд зрителя был представлен захватывающий боевик из жизни Дикого Запада. Но «Быстрый и мертвый» был встречен не особо радостно – видимо, публике больше по душе Шерон в ином амплуа, да и женщина в седле не пришлось им по душе (ломка традиций жанра): американцы предпочитают ковбоев – мужчин (успех «Непрощенного», «Тумстоуна» и неудача «Плохих девчонок»). Тем не менее фильм нашел своего зрителя, которому Сэм Рэйми, композитор Алан Сипьеестри и прекрасная актерская команда дарят незабываемое зрелище. Рэйми, и на этот раз оказавшийся на высоте, вносит еще один красочный штрих в обширную антологию вестернов. Планы Сэма на будущее не известны, но надо надеяться. что финансовая неудача не смутит талантливого постановщика, и в сотрудничестве со своими друзьями он создаст не один замечательный фильм, благо фантазии и творческого дара ему не занимать.

Алексей ОДИНОКОВ

21

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+