Знак Зорро / The Mark of Zorro (1940)
Другие названия: «Метка Зорро» (вариант перевода названия), «Таинственный знак» (СССР: кинопрокат в качестве трофейного фильма).
США.
Продолжительность 94 минуты.
Режиссёр Рубен Мамулян.
Автор сценария Джон Тэйнтор Фут по произведению Джонстона МакКалли, авторы адаптации Гарретт Форт и Бесс Мередит.
Композиторы Альфред Ньюман (номинация на «Оскар»), а также (без указания в титрах) Дэвиж Баттолф, Хьюго Фридхофер, Сирил Дж. Мокридж.
Оператор Артур Чарльз Миллер.
Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, семейный фильм, мелодрама, вестерн
Краткое содержание
Получивший в Испании образование, достойное кабальеро, Диего Вега (Тайрон Пауэр) откликается на просьбу отца — дона Алехандро Веги (Монтегю Лав) — и возвращается в Калифорнию, однако там его ждут грустные вести. Место алькальда Лос-Анджелеса с недавних пор занимает дон Луис Кинтеро (Эдвард Бромберг), обложивший крестьян непосильными налогами, а солдаты капитана Эстебана Паскуале (Бэзил Рэтбоун) держат в ужасе всю округу. Диего решает действовать, но тайно — под маской благородного мстителя Зорро.
Также в ролях: Линда Дарнелл (Лолита Кинтеро), Гейл Сондергард (Инес Кинтеро), Юджин Паллетт (отец Фелипе), Джанет Бичер (сеньора Изабелла Вега), Джордж Ригас (сержант Гонсалес), Стэнли Эндрюс (командующий офицер (в титрах не указан)
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 05.09.2022
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Съёмки этого фильма начались летом 1940-го, то есть спустя примерно полгода после скоропостижной смерти Дугласа Фэрбенкса от сердечного приступа. И всё-таки Тайрон Пауэр, стремительно взобравшийся на вершину голливудского Олимпа славы, бросал вызов не только легендарной кинозвезде периода «великого немого». Тот факт, что на роль капитана Паскуале был приглашён Бэзил Рэтбоун, а брата Фелипе (священнослужителя, ревностно отстаивающего интересы бедных и угнетённых) – Юджин Паллет, косвенно выдаёт намерение актёра посостязаться ещё и с Эрролом Флинном, блеснувшим в образе Робин Гуда. Затея оказалась удачной1 – и премьера картины, состоявшаяся в канун двадцатилетнего юбилея постановки Фреда Нибло (тоже в ноябре), стала достойной данью памяти великолепному Дугу. Особенно впечатляет кульминационный поединок на шпагах, едва не обернувшийся (несмотря на заслуженную, честную победу!) роковым для Диего, поскольку позволил дону Кинтеро сделать нехитрое умозаключение, что искусный фехтовальщик – и есть неуловимый мститель, оставляющий знак Z, который всего лишь притворялся изнеженным модником. Бэзил, блестяще владевший шпагой в жизни, исключительно лестно отзовётся в мемуарах о своём знаменитом партнёре (к несчастью, тоже скончавшемся молодым – в Мадриде).
Значение безошибочного выбора «звезды», бесспорно, сложно переоценить, но на сеансе очевидно и другое. Сравнение двух экранизаций романа Джонстона МакКалли «Проклятие Капистрано» /1919/ помогает осмыслить колоссальный опыт в области кинодраматургии, накопленный за прошедшее время на «фабрике грёз». Джон Тэйнтор Футс ещё сильнее отошёл от текста литературного оригинала. В частности, сеньорита Лолита теперь приходится племянницей главному врагу благородной семьи Вега и становится… невольной соперницей его моложавой супруги Инес, положившей глаз на юношу, вернувшегося из далёкой Испании. Интересно сделаны экспозиция, наглядно показывающая, чему уроженец Калифорнии научился в Европе, и особенно завязка, когда местные жители по ошибке принимают Диего за сына действующего алькальда (градоначальника), а не бывшего. Рубен Мамулян, оставивший заметный след в разных жанрах, выдерживает повествование в стремительном ритме – и вдобавок ловко управляется с интригой, раскрывая тайну личности Зорро в самые напряжённые моменты, знаменующие собой ключевые сюжетные повороты. Наконец, в картине косвенно отразился и дух времени – рост демократических (в том числе левого толка) настроений, возникших как реакция на усиление в Старом Свете фашизма. За голову преступника назначается высокая награда – в ответ благородный мститель прикалывает к доске объявлений дерзкое воззвание, прямо характеризуя дона Кинтеро «вором и врагом народа» («enemy of the people», вместо привычных для американцев терминов «public enemy» и «enemy of the state»). И в восстании против узурпатора власти участвуют не только кабальеро, но и массы бедноты, воодушевлённые примером храброго бунтаря. Любопытно, что, как и с версией с участием Фэрбенкса, советские зрители получили возможность непосредственно ознакомиться с лентой, выпущенной (4-го июля 1949-го) в очередной партии трофейных кинофильмов.
.
__________
1 – В том числе в коммерческом отношении, поскольку прокатная плата оценивается в $2 млн. – при солидном производственном бюджете $1 млн.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий