Звуки музыки / The Sound of Music (1965)

Звуки музыки / The Sound of Music (1965): постерПолнометражный фильм (премия «Оскар»).

Другое название: «Звук музыки» (вариант перевода названия).

США.

Продолжительность 174 минуты.

Режиссёр Роберт Уайз (премия «Оскар»).

Автор сценария Эрнест Леман по либретто Ховарда Линдсея и Рассела Круза, основанному на книге Марии фон Трапп (без указания в титрах).

Композитор Ирвин Костал (премия «Оскар», без указания в титрах).

Оператор Тед Д. МакКорд (в титрах как Ted McCord, номинация на «Оскар»).

Жанр: биографический фильм, драма, семейный фильм, мюзикл, мелодрама

Краткое содержание
1938-й год, Зальцбург, Австрия. Юная послушница Ноннбергского аббатства по имени Мария (Джули Эндрюс, номинация на «Оскар») мечтает стать монахиней, но кажется сёстрам чересчур живой и непоседливой. Мудрая мать аббатиса (Пегги Вуд, номинация на «Оскар») предоставляет девушке возможность пожить в миру, направив её в качестве гувернантки в семью капитана фон Траппа (Кристофер Пламмер) — отставного офицера военно-морского флота, после смерти жены в одиночку воспитывающего пять дочерей и двоих сыновей. Марии предстоит приложить немало усилий, чтобы завоевать любовь детей и их строгого отца.

Также в ролях: Элеанор Паркер (баронесса), Ричард Хэйдн (Макс Детвайлер), Чэрмиан Кэрр (Лизл), Хизер Мензиес-Урих (Луиза, в титрах как Heather Menzies), Николас Хэммонд (Фридрих), Дуэйн Чейз (Курт), Анджела Картрайт (Бригитта), Дебби Тёрнер (Марта), Ким Карат (Гретль), Анна Ли (сестра Маргаретта), Портиа Нельсон (сестра Берте), Бен Райт (герр Целлер), в эпизоде Мария фон Трапп (гостья на званом ужине, без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 08.02.2014

Авторская оценка 5/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Звуки музыки / The Sound of Music (1965): кадр из фильма
Мария танцует

Роберт Уайз в общей сложности трижды (!) отклонял предложение осуществить постановку, сочтя историю слишком слащавой. Киномагнат Дэррил Ф. Занук и его сын Ричард активно рассматривали кандидатуры других режиссёров и – после отказов Стэнли Донена, Джина Келли, Винсента Донахью, Джорджа Роя Хилла – даже заручились согласием другого признанного мастера, Уильяма Уайлера. Причём есть основания предполагать, что его адаптация одноимённого бродвейского мюзикла, пользовавшегося, начиная с премьеры (состоялась 16-го ноября 1959-го год в театре Lunt-Fontanne), огромным успехом, выдержав 1 443 представления, оказалась бы успешнее в художественном отношении. Уайлер намеревался придать действию серьёзную интонацию и, в частности, расширить заключительную часть повествования, более обстоятельно осветив неприглядную роль нацистов в аншлюсе. По ряду причин (в первую очередь – из-за проблем со слухом) Уильям разорвал контракт, но студию такой поворот вполне устроил, поскольку в этот момент застопорилась работа над «Канонеркой на Янцзы» /1966/, и приступить к съёмкам выразил готовность Уайз. Кроме того, к созданию «Звуков музыки» оказались причастны и многие из тех, с кем он сотрудничал на «Вестсайдской истории» /1961/, по праву считающейся подлинной вехой жанра: сценарист Эрнест Леман, актриса и певица Марни Никсон (её голосом пела героиня Натали Вуд), композитор и дирижёр Ирвин Костал, художник-постановщик Борис Левен, ассоциированный продюсер Сол Чаплин. И, казалось бы, неслыханный триумф картины, побившей прежний (свыше четверти века удерживавшийся «Унесёнными ветром» /1939/) абсолютный рекорд1 и фактически спасший кинокомпанию 20th Century Fox от банкротства, подтвердил безошибочность принятого решения. Однако весьма красноречивым видится обстоятельство, что режиссёр не появился на церемонии награждения премиями «Оскар», чтобы лично получить статуэтку, находясь в Гонконге, где полным ходом шла работа над действительно важной для него лентой о подлой дипломатии канонерок – и не Третьего рейха, а родных США.

Звуки музыки / The Sound of Music (1965): кадр из фильма
Романтичный момент

Конечно, нельзя не отдать должного по-настоящему красивым музыкально-танцевальным номерам (заслуги композитора Ричарда Роджерса и автора текстов Оскара Хаммерстайна II бесспорны!), из которых хочется выделить озорную песенку The Lonely Goatherd, спетую йодлем Марией с детьми во время кукольного спектакля, устроенного для отца и его гостей. Очаровательна в своей непосредственности и неподдельности эмоциональных реакций английская актриса Джули Эндрюс (как восторженно писали журналисты, «самое ценное приобретение Голливуда со времён Греты Гарбо»2), замечательно передавшая доброту, сердечную чуткость и чистоту, безграничное обаяние девушки. Да и Кристофер Пламмер, хотя и не скрывавший резко отрицательного отношения к фильму, презрительно окрещённому им «Звуками слизи» («The Sound of Mucus»), оказался достаточно убедительным, оставшись в памяти десятков миллионов зрителей почти исключительно в образе капитана фон Траппа – человека высоких моральных принципов и железной воли, которому любовь помогает преодолеть известную чёрствость души. Но если ритмы нью-йоркского Вест-Сайда покоряли своей достоверностью, живым дыханием улиц, то на сей раз – фоном служат идиллические виды природы, словно с рекламных открыток или настенных календарей. Не европейская страна в канун Второй мировой войны, а сущий рай на Земле! Всего один краткий эпизод (когда семнадцатилетний почтальон Рольф Грубер, ещё вчера казавшийся застенчивым воздыхателем Лизл, радикально преобразился, представ в новом облачении – в униформе) выбивается из общего благостного ряда, заставляя вспомнить об иных достижениях режиссёра. Даже развязка с преследованием нацистами фон Траппов не придаёт повествованию большей реалистичности. Логично, что «Звуки музыки» способствовали бурному росту числа туристов, желающих посетить Зальцбург и его живописные окрестности, а между тем в самих немецкоязычных странах фильм известен куда меньше, чем осуществлённые в ФРГ киноадаптации автобиографической книги «История семьи певцов фон Трапп» /1949/ Марии фон Трапп: «Семья фон Трапп» /1956/ и «Семья фон Трапп в Америке» /1958/.

.

__________
1 – При бюджете $8,2 млн. общемировые кассовые сборы оцениваются в $286,2 млн., прокатная плата – в $112,48 млн.
2 – Соболев Р. Голливуд. 60-е годы. – М.: Искусство, 1975. – С. 182.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Кудрявцев Сергей. Хек серебристый второй свежести // Экран. – 1993, № 3. – С. 30-31.
«Звуки музыки» // Видео Дайджест. – 1991, № 06. – С. 37-38.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2 3

Добавить комментарий для Nika Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+