Звёздные войны. Эпизод III: Месть ситхов / Star Wars: Episode III – Revenge of the Sith (2005)

Звёздные войны. Эпизод III: Месть ситхов / Star Wars: Episode III – Revenge of the Sith (2005): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Месть ситхов» / «Revenge of the Sith» (США: усечённая версия названия), «Звёздные войны: Эпизод III – Месть ситхов 3D» / «Star Wars: Episode III – Revenge of the Sith 3D» (название 3D-версии), «Звёздные войны: Эпизод III» / «Star Wars: Episode III» (рабочее название), «Звездные войны:Месть ситхов» / «Star Wars: Revenge of the Sith» (рекламное название).

США.

Продолжительность 140 минут.

Режиссёр Джордж Лукас.

Автор сценария Джордж Лукас.

Композитор Джон Уильямс.

Оператор Дэвид Таттерсолл.

На премию «Оскар» номинировались Дэйв Элси, Никки Гули (грим).

Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, кинофантазия, научная фантастика

Краткое содержание
Вызволенный из плена генерала Гривуса (Мэтью Вуд, озв / Джордж Лукас, озв., без указания в титрах), Верховный канцлер Палпатин (Иан МакДермид) назначает своим представителем в Совете джедаев Энакина Скайуокера (Хейден Кристенсен), которому тем не менее, вопреки обыкновению, не присваивают звания магистра. Оби-Ван Кеноби (Юэн МакГрегор) получает задание отправиться на планету Утапау и нейтрализовать мятежного генерала, после чего канцлер обязан будет сложить с себя чрезвычайные полномочия. Однако Палпатин ведёт собственную изощрённую игру, надеясь перетянуть талантливого протеже на тёмную сторону Силы, законы которой познал.

Также в ролях: Натали Портман (Падме Амидала), Сэмюэл Л. Джексон (Мейс Винду), Фрэнк Оз (Йода, озв.), Джимми Смитс (сенатор Бэйл Органа), Энтони Дэниелс (C-3PO), Кристофер Ли (граф Дуку), Киша Касл-Хьюз (королева Набу), Брюс Спенс (Тион Медон), Ахмед Бест (Джар Джар Бинкс), Кенни Бейкер (R2-D2), Питер Мейхью (Чьюбакка), Джетт Лукас (Зетт Джукасса), Аманда Лукас (Терр Танил), Кэти Лукас (Чи Эквэй), Джеймс Эрл Джонс (Дарт Вейдер, озв., без указания в титрах), в эпизодах Джордж Лукас (также барон Параноида, без указания в титрах), Ник Гиллард (Син Дрэллиг, без указания в титрах).

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 21.11.2016

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Звёздные войны. Эпизод III: Месть ситхов / Star Wars: Episode III – Revenge of the Sith (2005): кадр из фильма
Мейс на пути зла

Пожалуй, лишь в эпизоде с подзаголовком «Месть ситхов» Джорджу Лукасу удалось приблизиться к уровню оригинальной трилогии – пусть и не того, легендарного первого фильма, с постановки которого ведёт отсчёт сага о звёздных войнах. Более-менее значимая претензия к режиссёру-сценаристу ровно одна: Хейден Кристенсен, как ни старается, не справляется с труднейшей сверхзадачей – показать внутреннее перерождение незаурядного человека (Избранного!), принимающего, подавив сомнения и колебания, сторону зла. Возможно, причина даже не в актёрской игре, но в недостаточно тонкой проработке самой ситуации, когда Энакин, в порыве благородства сообщивший Совету джедаев страшную тайну Верховного канцлера, в последний момент останавливает карающую десницу Мейса Винду. Всё-таки не очень верится, что Скайуокер так быстро и основательно отказывается от всего хорошего и светлого, чему служил с детства, и принимает активное участие в кознях, не останавливаясь ни перед детоубийством, ни перед необходимостью скрестить световые мечи с собственным наставником Оби-Ваном. Но в остальном логика развития событий, всё более мрачных и тревожных, видится, скажем так, близкой к безупречной – и не только в том отношении, что преданные поклонники цикла наконец-то получили ответы на основные вопросы. Теперь, грубо говоря, стало ясно, почему Люк и Лея росли и воспитывались в разных условиях, не подозревая о существовании друг друга, а мудрый Йода – отправился в затяжное изгнание.

На тёмной стороне
На тёмной стороне

Пролог с боем в открытом космосе (остроумная находка – миниатюрные роботы, облепляющие истребители противника, точно клещи), плавно перетекающим в дуэль с графом Дуку, стоит по энергичности и изобретательности кульминаций десятков голливудских блокбастеров! Ещё более сильное впечатление производит развязка с синхронно протекающими (сопоставляемыми посредством гриффитовского «перекрёстного монтажа») сразу на нескольких экзотических планетах1 сражениях, в которых джедаи, ничего не ведающие о совершённом предательстве, трагически гибнут… И это – помимо массы иных захватывающих дух эпизодов, будь то погоня за Гривусом или последний суровый урок, преподанный ученику обманутым в лучших ожиданиях магистром Кеноби. Вместе с тем Лукас блестяще выдержал баланс, не допустив перекоса в сторону «чистого» (становящегося самодовлеющим, утрачивающего идейно-содержательную нагрузку) действия в ущерб стержневой интриге. Параллельно ведётся не менее опасная и напряжённая битва умов и за умы, от которой в конечном итоге зависят глобальные перемены, в данном случае – превращение разваливающейся, исполненной противоречий, увязшей в войне Галактической Республики в монолитную и несокрушимую Галактическую Империю. Иэн МакДайармид был бы, вероятно, рад, если б его персонаж удостоился лестных сравнений с Юлием Цезарем, которому обязан спасением и долгим величием Рим. Однако внимательные зрители отметили параллели, скорее, с шекспировским Яго, схоже манипулировавшим интересами и чувствами других людей (не одного лишь Отелло). Именитый кинематографист не случайно подчёркивал в интервью, что старался донести до широкой публики послание о хрупкости демократических институтов, держащихся на сложной системе сдержек и противовесов – и отнюдь не застрахованных от разрушения изнутри. Возвышение тиранов неизменно происходит на обломках народовластия – новым (достойным гения Палпатина, долго скрывавшего истинное лицо) здесь стал, пожалуй, исключительный вклад самого узурпатора, ловко, причём чужими руками, оставаясь в тени, плодившего проблемы. Хотя в общих чертах замысел родился ещё в начале 1970-х, есть особая символичность в том, что фильм вышел на экраны три с лишним десятилетия спустя. Колоссальный успех (первое место по итогам сезона в национальном кинопрокате и второе – в мировом; кассовые сборы составили $848,8 млн. при бюджете «всего» в $113 млн.) картины, думаю, оказался не в последнюю очередь обусловлен именно тем, что автору удалось выразить подспудные тревоги зрителей. Люди во всём мире да и многие американцы с растущим беспокойством следили за поползновениями отдельных представителей политической, экономической, военной элиты США сделать всё, чтобы мировой гегемонии сверхдержавы отныне ничто не угрожало. Джордж абсолютно прав, указывая на то, что самым логичным и эффективным в такой ситуации кое-кто мог счесть старую добрую диктатуру, вобравшую последние достижения науки и техники. И его, как художника, задача – предупредить нас о том, что долго вынашивавшиеся планы мести земных ситхов уже начали претворяться в действительность.

.

__________
1 – Включая Кашиик, где за свободу сражаются вуки, в числе которых выделяется Чубакка – будущий напарник и верный товарищ Хана Соло.

Прим.: рецензия публикуется впервые



 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+