Звёздные войны. Эпизод V: Империя наносит ответный удар / Star Wars: Episode V — The Empire Strikes Back (1980)
Другие названия: «Звёздные войны V: Империя наносит ответный удар» / «Star Wars V: The Empire Strikes Back» (США: видео), «Звёздные войны: Империя наносит ответный удар» / «Star Wars: The Empire Strikes Back» (США: рекламное название), «Империя наносит ответный удар» / «The Empire Strikes Back» (США: усечённый вариант названия), «Империя наносит ответный удар: Звёздные войны II» (США: рекламное название).
США.
Продолжительность 124 минуты.
Режиссёр Ирвин Кершнер.
Авторы сценария Ли Брэкетт, Лоуренс Кэздан по сюжету Джорджа Лукаса.
Композитор Джон Уильямс (номинация на «Оскар»).
Оператор Питер Сушицки.
Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, кинофантазия, научная фантастика
Краткое содержание
После уничтожения Звезды Смерти принцесса Лея Органа (Кэрри Фишер), Люк Скайуокер (Марк Хэмилл) и другие повстанцы, а также примкнувшие к ним Хан Соло (Харрисон Форд) и вуки Чьюбакка (Питер Мейхью) со звездолёта «Тысячелетний сокол» основали новую секретную базу на удалённой заснеженной планете Хот. Однако Дарту Вейдеру (Дэвид Прауз, озв. Джеймс Эрл Джонс) удаётся установить местонахождение мятежников — и следует приказ о штурме укреплений. Ответный удар Галактической Империи будет страшен!
Также в ролях: Билли Ди Уильямс (Лэндо Калриссиан), Энтони Дэниелс (C-3PO), Кенни Бейкер (Р2Д2), Кеннет Колли (адмирал Пиетт), Джулиан Гловер (генерал Максимилилан Вирс), Алек Гиннесс (Оби-Ван Кеноби), Джереми Буллок (Боба Фетт), Фрэнк Оз (Йода, озв.), Джон Холлис (Лобот), Клайв Ревилл (император, озв.), в эпизоде Трит Уильямс (штурмовик, без указания в титрах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 21.01.2015
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Хотя Джордж Лукас скромно фигурирует в титрах в качестве автора сюжета и исполнительного продюсера, так называемый «Эпизод V» считается почти исключительно его детищем. Однако Ирвин Кершнер, на тот момент – режиссёр сравнительно малоизвестный1, всё же постарался привнести в повествование важные для себя аспекты и мотивы, стремясь придать характерам основных действующих лиц максимальную выразительность и… человечность. Возможно, это следует учесть в свете напряжённых не столько физических, сколько нравственно-психологических тренировок Люка под наставлением мастера Йоды2, по облику – безобидного и непоседливого существа, обитателя болот с планеты Дагоба, без которых был бы заранее предрешён исход встречи лицом к лицу с тёмной стороной Силы. Сцена, когда Скайуокер одерживает верх в поединке на световых мечах над очередным противником и обнаруживает, что сражался с собственным двойником (по сути, с самим собой!), является одним из самых захватывающих в мировом кинематографе эпизодов, раскрывающих диалектику людской натуры. Борьбу Добра и Зла в первую очередь – в душе, в разуме и сердце. Лукас не случайно принял строжайшие меры предосторожности, тщательно скрывая от публики и даже от большинства членов съёмочной группы неприятный финальный поворот сюжета…
«Сиквел», конечно, в меньшей степени пронизан бескомпромиссно постмодернистским мироощущением, искрится безграничной и всепроникающей фантазией, хотя несколько сюрпризов (вроде монстра неохватных размеров, мимикрировавшего под… астероид!) заставят зрителей вздрогнуть от неожиданности. Однако сценаристы Ли Брэккет (к сожалению, скончался задолго до премьеры, ещё в марте 1978-го) и Лоуренс Кэздан продемонстрировали достойный подход, сознательно вывернув наизнанку драматургический принцип оригинального фильма – «эпизода», без всяких объяснений вырванного из повествовательного контекста, который всё равно производил впечатление завершённого произведения. Теперь же самой величавой и поражающей воображение оказывается, безусловно, завязка, посвящённая баталии на Хоте, когда пехотинцам при поддержке нескольких юрких истребителей предстоит устоять под натиском исполинских штурмовых машин – т.н. «шагателей». А на место кульминации, в соответствии с законами и вестерна, и дзидайгэки, помещена напряжённая дуэль между главными антагонистами. При этом в целом набор сменяющих друг друга с бешеной скоростью событий, не дающих перевести дух повстанцам, лишь чудом не настигаемым имперским звёздным флотом, остаётся в памяти уже как часть (часть важная, но – часть) возвышенной саги, растянувшейся на три десятилетия с лишним. Если угодно, народного романа-эпопеи периода свершившейся научно-технической революции, набирающих оборот процессов глобализации и ожидания человечеством нового этапа своей истории – активного освоения космических просторов, что позволило бы и Земле попасть в летопись всего того, что происходило «давным-давно в далёкой галактике».
По сравнению с оригиналом производственный бюджет был существенно (по некоторым данным, до $32 млн.) увеличен, но лента с подзаголовком «Империя наносит ответный удар» также пользовалась огромным коммерческим успехом, с большим отрывом возглавив хит-парад по итогам сезона, собрав в мировом прокате $538,37 млн.
.
.
__________
1 – Между прочим, поначалу он, будучи приверженцем реализма, не хотел браться за постановку – и принял предложение лишь под давлением своего агента.
2 – Лукас был настолько покорён искусством кукловода, продемонстрированным Фрэнком Озом, что организовал (правда, безрезультатно) кампанию по внесению его в «оскаровскую» номинацию «Лучшее исполнение мужской роли на втором плане».
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art
Материалы о фильме:
Вяткин Андрей. В мире звёздных войн // Советский экран. – 1990, № 5. – С. 28-29.
Добавить комментарий