А теперь не смотри / Don’t Look Now (1973)

А теперь не смотри / Don’t Look Now (1973): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Не смотри больше» / «Не смотри теперь» / «А сейчас не смотри» (варианты перевода названия), «В Венеции… шокирующий красный декабрь» / «A Venezia… un dicembre rosso shocking» (Италия) / «In Venice… a shocking red December» (англоязычный вариант итальянского названия).

Великобритания, Италия.

Продолжительность 110 минут.

Режиссёр Николас Роуг.

Авторы сценария Аллан Скотт, Крис Брайант по новелле Дафны ДюМорье.

Композитор Пино Донаджо.

Оператор Энтони Б. Ричмонд.

Жанр: драма, фильм ужасов, триллер

Краткое содержание
Джон Бакстер (Дональд Сазерленд) принял заказ на реставрацию церкви Сан-Николо-деи-Мендиколи в надежде, что пребывание в Венеции поможет ему и жене Лоре (Джули Кристи) залечить душевную рану: отец не успел спасти дочь Кристину (Шэрон Уильямс), утонувшую в водоёме недалеко от дома. Супруга знакомится с двумя пожилыми туристками из Англии, Уэнди (Клелия Матания) и её незрячей сестрой Хизер (Хилари Мун), которая, будучи медиумом, сообщает женщине, что видит призрак девочки, обретшей на том свете успокоение. Джон относится к этим словам со скепсисом и тем более не спешит прислушиваться к предупреждению, что Бакстерам лучше как можно скорее покинуть город на воде…

Также в ролях: Массимо Серато (епископ Барбарриго), Ренато Скарпа (инспектор Лонги), Леопольдо Триесте (менеджер отеля), Дэвид Три (Энтони Бэббэдж), Энн Рай (Мэнди Бэббэдж), Николас Солтер (Джонни Бакстер), Бруно Каттанео (детектив Саббионе), Аделина Поэрио (карлица).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 11.10.2017

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

А теперь не смотри / Don’t Look Now (1973): кадр из фильма
Трагедия родителей

Интересно, сильно ли обрадовало Николаса Роуга письмо Дафны ДюМорье, поздравившей его с тем, что удалось снять такой сильный фильм на основе одноимённой новеллы? Она не стала, как это заведено у беллетристов, выражать недовольство по поводу расхождений с текстом (изменения важных деталей1, нюансов поведения действующих лиц и т.д.), резонно рассудив, что у кинематографиста получилось блестяще передать дух таинственной, пугающей истории. Режиссёр, начинавший на поприще оператора, уделил повышенное внимание именно изобразительному решению, и дело не только в редкостной киногеничности Венеции. Производит мощное впечатление визуальная доминанта – ярко-красный цвет: цвет чернил, растёкшихся по слайду с изображением убранства церкви, цвет плаща, который надела дочь в роковой для себя день и который по ассоциации всплыл в памяти Джона позже, наконец, цвет хлещущей из артерии крови… И подобно тому, как Хизер, впав в изменённое состояние сознания, не в силах отвести внутренний взор от страшного видения, сколько бы сестра ни умоляла её больше не смотреть, зритель заворожен всем, что происходит на экране.

А теперь не смотри / Don’t Look Now (1973): кадр из фильма
Реставратор в Венеции

Продюсеры остались, судя по всему, довольны, что производственный бюджет (по разным данным, от $1,1 млн. до $1,8 млн.) окупился ещё до премьеры, поскольку сумма, уплаченная кинокомпанией Paramount Pictures за право проката в США, почти покрыла расходы. Но всё равно странно, что в Великобритании картину выпустили… двойным сеансом с «Плетёным человеком» /1973/: пройдёт сравнительно немного времени – и оба кинопроизведения будут отнесены к бесспорным вершинам жанра да и, пожалуй, национальной кинематографии в целом. Более того, Роуг указал направление, которое вполне могло вывести британскую школу из затяжного кризиса, отказавшись от традиций рафинированного «хаммеровского» ужаса, переставшего соответствовать веяниям времени, в пользу экспериментов в манере «джалло». Не помогло! Притом что сами итальянцы (достаточно назвать Дарио Ардженто с «Кроваво-красным» /1975/) с благодарностью усвоили уроки, невзирая на протесты венецианцев, опасавшихся, как бы «культовый» статус ленты не отпугнул туристов… А знаменитый (и, кстати, отмеченный новаторским монтажным решением) эпизод, когда Бакстеры страстно предаются в номере отеля любовным утехам, приобрёл скандальную известность, почти как самые пикантные фрагменты «Последнего танго в Париже» /1973/.

А теперь не смотри / Don’t Look Now (1973): кадр из фильма
Лора и смерть в Венеции

Впрочем, главное заключается в другом. Осмелюсь утверждать, что Николас уловил суть творчества писательницы, чьи психологические (в данном случае – с уклоном в область парапсихологии) поиски приобретают метафизический характер, не утрачивая убедительности для скептически настроенных и материалистически мыслящих читателей. Феномены медиумизма (общения с миров призраков) и ясновидения, позволяющего лицезреть обрывки будущего, не остаются, по проницательному наблюдению авторов, лишь средством получения ценной предостерегающей информации. Ниспосланный дар (или проклятие?) оборачивается – как минимум, грозит обернуться – дополнительным фактором, косвенно воздействующим на реальность. Следствие (траурная поездка Лоры) становится причиной, и уже невозможно понять: были ли шансы предотвратить печальный исход – или же самоисполняющееся пророчество обрело силу неумолимого Рока? Грубо говоря, признания чудом не погибшим в церкви Бакстером, что слова сестёр являлись знаком свыше, драматически недостаточно… Создание, перемещающееся по ночной Венеции, ловко прыгая по гондолам и тёмным переулкам, оставляя после себя трупы, кажется не жалкой маньячкой, а живым воплощением смерти, спустившейся на грешную землю и выбирающей жертв по сложным, прихотливым законам. Дональд Сазерленд, с благодушной иронией относившийся даже к раннему периоду своей карьеры, когда вынужденно отметился в ряде дешёвых хорроров и триллеров, может с полным основанием гордиться ролью реставратора и безутешного отца, не осознавшего, к сожалению, природы собственных психических способностей.

.

__________
1 – В частности, в киноверсии карлица не метает нож, а успевает полоснуть желавшего помочь мужчину опасной бритвой, которую спокойно вынула из кармана.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Карцев Пётр. «Ужасный век, ужасные сердца!» // Видео-Асс Известия. – 1988, № 3 (38). – С. 12-15.
Царапкина Татьяна. Дональд Сазерленд: Казанова – отец Атоса // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 31. – С. 14-17.
Компаниченко Галина. Утомленные сексом: Как чувствуют себя кинозвезда, снимаясь в чересчур откровенных сценах // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 32. – С. 120-123.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2 3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+