Абель / Abel (1986)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Авель» (вариант перевода названия), «Абель» / «Abel», «Вуаерист» / «Voyeur» (англоязычные названия).
Нидерланды.
Продолжительность 100 минут.
Режиссёр Алекс ван Вармердам.
Авторы сценария Отакар Воточек, Франс Вайс, Алекс ван Вармердам.
Композитор Алекс ван Вармердам.
Оператор Марк Ферперлаан.
Жанр: комедия
Краткое содержание
Абелю (Алекс ван Вармердам) уже за тридцать, а он по-прежнему живёт с родителями, Виктором (Анри Гарсен) и Дюйф (Ольга Зюйдерхёк), и, хуже того, принципиально не выходит из дома. Что только ни придумывали бедные папа и мама, чтобы расшевелить душу сына: и регулярно праздновали Рождество, и приводили знакомиться девушку по имени Зус (Аннет Малерб), и… Или всё дело в том, что они сами далеко не идеальны?
Также в ролях: Аренд Ян Ван Вос (психолог), Антон Кофьюс (магнитизёр), Лоэс Люка (Кристина), Пир Маскини (директор), Эльмар Шипхорст (официантка), Мак ван Вармердам (торговец рыбой), Отакар Воточек (человек с простудой).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 27.10.2024
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
У нас тоже постепенно сложилась практика повторных премьер – так называемых re-issue, когда замечательные кинокартины прошлых лет, в своё время не дошедшие до публики, не получившие достаточного освещения либо, наоборот, по-прежнему горячо любимые1, выходят в ограниченный (лимитированный) кинопрокат. Или точнее сказать не «сложилась», а «вернулась», поскольку в Советском Союзе нечто подобное наблюдалось постоянно? Дебютная работа Алекса ван Вармердама, несомненно, заслуживает почётной участи, несмотря на то, что была доступна на рубеже 1980-90-х годов благодаря видео, не получив тогда признания даже у любителей странных и алогичных киносочинений. Эстетические причуды молодого кинематографиста не воспринимались всерьёз, казались в лучшем случае ученически неумелым подражанием действительно великим гениям-чудакам экрана: от Жака Тати до Дэвида Линча и Йоса Стеллинга. Впрочем, справедливость вскоре восторжествовала
Заметим, что режиссёр, сценарист и исполнитель заглавной роли был немного (на 2-3 года) старше своего героя, но слияние с образом всё равно – редкое по силе и достоверности. Ван Вармердам прибегает к изысканному цветовому решению, придавая роскошным апартаментам, которые может позволить себе чета голландцев с доходами чуть выше среднего, ирреальный, чуть фантасмагорический вид. А невообразимой красоты панорама заката, озаряющего близлежащие улицы, тем более заставляет усомниться в аутентичности места действия, наталкивая на крамольную мысль: не существует ли Абель, ловко водящий за нос искушённого психоаналитика, в мире собственных грёз?.. Тем разительнее контраст с прозаичными и навязчивыми проблемами, какие ему приходится решать изо дня в день, ведя утомительную психологическую борьбу с родителями – мещанами до мозга костей, смотрящими на всё «из раковин вещей» (метафора Владимира Маяковского подходит идеально!) и с установкой на безостановочное потребление. Эпатажные выходки неблагодарного сынка (полной противоположности библейского тёзки), раз за разом испытывающего терпение близких, особенно папаши-вуайериста2, регулярно посещающего пип-шоу и заведшего роман на стороне, могут показаться капризами большого ребёнка, остановившегося в развитии и вообще – страдающего слабоумием. Однако любимое занятие Абеля, гоняющегося за мухой с ножницами, оказывается своеобразной лакмусовой бумажкой: невозможное становится возможным лишь с обретением внутренней свободы, с принятием на себя ответственности за поступки, чувства и мысли. Таким образом, лента ван Вармердама лишь на поверхностный взгляд видится сатирой на типичную ячейку «общества потребления», оборачиваясь притчей о становлении личности, какой бы странной и безнадёжной она ни выглядела со стороны.
.
__________
1 – Безусловными лидерами в данном отношении являются классические диснеевские мультфильмы.
2 – Видимо, англоязычный заголовок ленты характеризует именно его.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art
Добавить комментарий