Академия пана Кляксы / Akademia Pana Kleksa (1983)
Другие название: «Академия господина Кляксы» (вариант перевода названия), «Академия пана Кляксы» / «Академия господина Кляксы» / «Academy of Mr. Kleks» / «Mister Blot’s Academy» (международные англоязычное названия).
Польша, СССР.
Продолжительность 166 минут.
Режиссёр Кшиштоф Градовски.
Автор сценария Кшиштоф Градовски по сказке Яна Бжехвы.
Композитор Анджей Кожиньский.
Оператор Зигмунт Самосюк.
Жанр: семейный фильм, кинофантазия
Краткое содержание
Десятилетний Адам Нескладушка (Славек Вронка) не очень ладит со сверстниками, но любит мечтать. Однажды к мальчику обращается говорящий скворец Матеуш (озв. Адам Пробош), объясняя, что его уже заждались в академии пана Амброжи Кляксы (Пётр Фрончевский). Адам открывает сказочный мир, полный чудес и захватывающих дух приключений.
Также в ролях: Пётр Фрончевский (также в роли Яна Бжехвы), Леон Немчик (брадобрей Филипп), Збигнев Ючковский (Алоизий Бабель / ловец птиц / главный страж дворца), Адам Пробош (также в роли принца Матеуша), Роберт Плучиньский (Адольф), Бронислав Павлик (король Бронислав), Алисия Яхевич (королева, мать Матеуша), Ирена Карел (королева кукол), Веслав Мичниковский (доктор Пай-Хи-Во), Лех Ордон (доктор Айболит), Иоланта Золковска (Снежная королева), Магдалена Шолл (Пеппи Длинныйчулок), Лембит Ульфсак (Ганс Христиан Андерсон).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 04.03.2014
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Приступив к просмотру этого польско-советского фильма, буквально с первых же кадров – с остроумной анимационной заставки, знакомящей нас (под озорной мотивчик) с чудаком и добряком паном Кляксой – испытал ощущение дежавю. По мере развития событий начал смутно вспоминать, что видел (быть может, даже неоднократно) картину Кшиштофа Градовского в детстве – но тем интереснее оказалось сравнить давние, полузабытые впечатления со свежими. «Академия пана Кляксы», безусловно, не может не понравиться юным зрителям, покоряя пиршеством пёстрых и ярких красок, причудливостью костюмов (работа художников заслуживает самых высоких похвал!), замечательными, исполненными юмора песнями и танцами с участием слушателей академии. Профессор всячески идёт подопечным навстречу, стараясь проводить занятия (например, по причудливой кляксографии) в форме весёлых и познавательных игр и вместе с тем – не забывает о привитии детям искренней любви к труду и творчеству. Но даже увлекательной учёбы оказывается мало – и Адам не устаёт попадать во всё новые странные ситуации, путешествуя из сказки в сказку. Наконец, дополнительный интерес подогревает настоящая детективная интрига, связанная с происками брадобрея Филиппа (известного польского актёра Леона Немчика решительно не узнать!), замышляющего, невзирая на приветливые улыбки и готовность поделиться веснушками, что-то страшное. Всего этого было более чем достаточно, чтобы вызвать колоссальный1 ажиотаж. Но, пожалуй, ещё удивительнее, что сорокалетнему режиссёру-сценаристу, вроде бы не решавшему амбициозных задач, удаётся доставить огромное эстетическое удовольствие и взрослым зрителям, хорошо понимающим чувства пана Бжехвы, предстающего в финале (когда раскрывается тайна Тадеуша) собственной персоной.
Социалистические страны (лично я первенство отдаю СССР, хотя это мнение, конечно, не является бесспорным) накопили богатейшую традицию киносказок, обладающих удивительным свойством ни капельки не стареть. Но в данном случае кинематографисты двух братских народов, объединив усилия, ещё и продемонстрировали завидную чуткость к достижениям близких по духу художников из капиталистических стран: Великобритании, США, Франции и т.д. Конечно, в адаптацию книжки, увидевшей свет в послевоенном 1946-м году, не мог не попасть остроактуальный подтекст – и чёрные полчища вторгнувшихся в королевство волков вызывают вполне определённые ассоциации с нацистскими ордами, а злой ребёнок-кукла, сконструированный и запрограммированный брадобреем2, не случайно носит имя Адольф. Но не менее любопытно, как легко Градовски переходит от игрового действа (во многих отношениях предвосхищающего «Бесконечную историю» /1984/) к кукольному, практически не уступая такому признанному мастеру, как Джим Хенсон. А изобретательному эпизоду, когда на экране оживает сон Адама, и на нас обрушивается буйство сюрреалистических (точнее, психоделических) видений, позавидовал бы и Джордж Даннинг с его «Жёлтой подводной лодкой» /1968/. Единственное, что слегка разочаровывает, – несколько скомканная и поспешная развязка. Всё-таки мы были вправе ожидать более эффектной победы Добра над Злом!
.
__________
1 – 14,1 миллионов проданных билетов, что стало лучшим результатом в ПНР по итогам десятилетия.
2 – Он, как истинный позитивист и мизантроп, сделал ставку на новейшие открытия в науке и технике, а не на магию.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Маркова Ф. Адам Нескладушка в стране чудес // Советский экран. – 1985, № 4. – С. 9.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий